Динарий кесаря 1516
|
|
Мадонна во славе, с младенцем Иисусом, Святым Франциском и Альвесом, 1520
|
|
|
Коронование Христа терновым венцом 1542
|
|
|
|
Юдифь с головой Олофрена, 1515
|
Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?
Глава первая
Вещество и душа. Структура и техника живописи
"Не странно ли, чтоб бараньи кишки
могли вытягивать души из людских тел?"
Шекспир. Много шума из ничего
Перед тем как картина будет отреставрирована, она должна быть понята. Изучение и размышление - насущно необходимая подготовка к действию, а порой - превосходная его замена. Чем больше мы будем знать о строении и технике живописи, тем меньше мы будем зависеть от моды на консервацию.
Пигменты, употребляемые для создания красок, связующее для нанесения пигментов на основу и техника, используемая для создания образа,- вот основа живописи. Невозможно разделить замысел художника и средства, которые он употребляет для его осуществления. Мысль о взаимодействии техники и стиля может показаться просто общим местом.
Тем не менее этим часто пренебрегают историки и реставраторы, хотя весьма редко - сами художники. Взаимосвязь стекла и готической архитектуры или стали, лифтов и небоскребов - очевидна. В живописи связь столь же ясна: яркие цвета пейзажей Тернера и эффекты импрессионистов стали возможными благодаря открытию блистающих хромовых желтых и зеленых, синих кобальтов и искусственного ультрамарина в начале девятнадцатого века.
Для старых мастеров связь между материалами и конечным результатом была особенно очевидна. В отличие от сегодняшнего дня, художник был специалистом в области техники живописи. Большая разница между студией художника сейчас и тогда. В то время краски обычно приготовлялись в студии, либо художником, либо его подмастерьями.
Старые гравюры изображают мальчиков, растирающих на огромных порфировых плитах сиенскую или умбрийскую землю или драгоценные материалы, такие, как ляпис лазурь. В студии осуществляются и другие процессы - процеживание, сушка и перегонка - с тем, чтобы каждый пигмент был очищен, и проявились его уникальные свойства. Свое время этому посвящали Рафаэль, Леонардо и Микеланджело. Сами художники были хранителями традиций и мастерства своих учителей, хотя они продолжали экспериментировать и вносить новшества.
Постепенное отделение живописи от ремесла началось в семнадцатом веке, когда помощники живописцев начали самостоятельно изготавливать и продавать краски. В девятнадцатом веке профессиональная «торговля красками» превратилась в большой бизнес по производству не только пигментов, но и остальных материалов для художников, таких, как готовые холсты. В двадцатом веке разрыв между художником и производством материалов для живописи оказался окончательным.
Современные пигменты скорее удобны, нежели «живописны», мазок менее выразительный, чем мазок масляной краски, приготовлявшейся вручную старыми мастерами. Немногие художники знают о том, как приготовлены красители; и, разумеется, большие фирмы заботливо оберегают свои секреты. Художники могут также использовать красители, производимые для всего на свете, от автомашин до космических кораблей.
Новые продукты могут стать для художника побуждением к действию, но в данном случае оно редко основывается на понимании приготовления, качеств или устойчивости к старению новых продуктов.
Отсюда очевидные недостатки. Художественные школы в основном не дают своим ученикам знаний о технике. Во всяком случае, даже учителя плохо владеют этим предметом, т.к. слишком долго упор делался на «индивидуальное творчество». Разумеется, сейчас нет подмастерий. Многие тонкие технические приемы, употреблявшиеся века назад, также утеряны. Некоторые художники пытаются заново открыть их, но по большей части предпочтение отдается синтетическим продуктам.
Важность всего этого для реставрации огромна. Опасность в том, что разрыв между художником и его материалами уменьшит наше понимание, а следовательно, и возможность сохранять живопись, находящуюся под нашей охраной. Мы во многом утратили ощущение взаимосвязи ремесла и творчества. Это одна из причин, по которой реставраторы иссушают живую кровь живописного произведения растворителями и покрывают то, что осталось, несоответствующими эпохе матовыми, синтетическими лаками.
Краски
Веками художники употребляли для приготовления красок все, от земли до насекомых, некоторые краски оказывались более устойчивыми, другие - менее. Но во все времена краска состояла из трех компонентов: пигмента (например, сиена жженая - жареная сиенская земля), который придает краске цвет; связующего, в котором разводится пигмент (например, растительное масло), которое сначала должно быть жидким, а затем застывает; и, наконец, из какого-либо растворителя (например, скипидар), дающего художнику возможность изменять консистенцию краски.
Большинство пигментов приготовлялось из земли, и минералов. Но художники всегда искали что-нибудь новое. Краски, изготовленные из органических материалов - смол, красителей, насекомых, цветов или листьев, - давали нежные оттенки, но были нестойкими, так же, как недолговечны флора и фауна. Египтяне, китайцы и римляне экспериментировали с химическими красителями, но результаты были непредсказуемыми.
Кроме того, среди использовавшихся ими веществ были мышьяк, ртуть и свинец. Добавляемые в косметику, как это было в Древнем Египте, они позволили достичь внешнего эффекта, но действовали как сильный яд, особенно в качестве компонента губной помады.
Реставрация Тициана:
стр 1 »
стр 2 »
Введение:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 1:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
Глава 2:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
Глава 3:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
Глава 4:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 5:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
Заключение:
стр 1 »
|