Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Тонировки: косметика или продление эстетической жизни?

При любом вмешательстве реставратор постоянно должен учитывать принципы и секреты многослойной живописи, которым художники обучались в мастерских эпохи раннего Возрождения. Тонировки не будут по прозрачности соответствовать живописным слоям, которые медленно наносились, придавая цвету насыщенную глубину. Только следуя сходным принципам - хотя неизбежно используя другие материалы, - реставратор может добиться убедительного сочетания. В предыдущие столетия живописные тонировки часто наносились сотоварищами-художниками. Сегодня мы, право, более осмотрительны. Исключение крайностей - золотое правило. Мы не можем восстановить оригинал, имитируя уверенные мазки мастера. Единственная возможность воссоздать вдохновенные мазки художника - просто повторить, со всеми возможными модуляциями, движение руки живописца. Но здесь важно избежать ощущения усилия. Тонировка - кропотливый процесс, но ничто не умерщвляет картину так, как трудоемкая и мелочная реставрация. Естественно, надо ограничивать себя при переписывании утраченных кусков. Требуется очень нежная кисть и много терпения и времени. Реставрация поврежденной картины может занять намного больше времени, чем ее написание. Горький опыт научил реставраторов, что ничто нельзя сымитировать быстро. Первый шаг - укрепить утрату заполняющей смесью, стараясь насколько возможно точно воспроизвести фактуру мазков. При этом надо воспроизвести плетение холста. Следующий шаг - нанесение на картину тонкого слоя лака. Наполнители вместе с основным тоном накладываются поверх лака.

Какие связующие и краски использовать при тонировках - причина затруднений и редких дебатов. Каждый реставратор использует свои собственные методы, но есть некоторые основополагающие предпосылки. Хотя новая краска будет находиться между слоями лака и таким образом, ее можно удалить, необходимо, разумеется, стремиться к уменьшению количества реставрационных вмешательств. Это означает, что использованные цвета как можно меньше изменяются с течением времени; не так уж. просто принять правильное решение, имея в виду, что цвета художника тоже продолжают изменяться, хотя намного медленнее. У всех тонировочных средств есть свои за и против. Акварель бледнеет, масло темнеет, лак может быть слишком прозрачным, а яичная темпера слишком непрозрачной. Ясно, что главное требование - необходимость возможно большего соответствия выбранных средств характеру картины и времени ее создания. Тонировка должна соответствовать фактуре и цвету окружающей живописи. Некоторые новые синтетические смолы могут дать фактуру и тон, подходящие для современных работ, но не для масляной живописи миниатюр на меди семнадцатого века. Пастель может быть идеальным решением для не покрытых лаком гуаши или темперы. Для большинства картин маслом акварель, наложенная лессировочными слоями (лак плюс пигмент), - прекрасная замена масляной краски, которая быстро темнеет после первого нанесения, а со временем становится прозрачней. Это означает, конечно, что прямое разрешение проблемы тонировок - анализ пигментов художника - редко целесообразно. Как почти всеми другими методами реставрации, тонировками много злоупотребляли. Некоторые реставраторы впали в крайность, позволяя себе вторгаться в незавершенную работу или полностью обновлять сильно поврежденную. Некоторые дельцы записывали картины для изменения стиля или датировки. Успокаивает то, что ультрафиолет способен выявить обширную тонировку, даже когда она неразличима невооруженным глазом. Это, с учетом ее удаляемости, несколько уменьшает элемент «мошенничества», кроме случаев с непосвященным посетителем музея или галереи или потенциальным покупателем.
К сожалению, тонировка порой не ограничивается исключительно маскировкой утрат или повреждений. Пентименти, эффект старения и другие временные изменения - некоторые вызваны реставрацией - могут бросаться в глаза. Заметная трещина может привлечь внимание и исказить восприятие, дополнительным раздражающим фактором явятся отпечатки на поверхности. Задача, с которой сталкивается реставратор - сделать так, чтобы ничто не смущало зрителя, но добиться впечатления единства. Ни одна из этих проблем не должна стать поводом для большого переписывания, очень часто можно ограничиться несколькими продуманными касаниями кисти. Один небольшой мазочек может произвести удивительное воздействие, оживляя мертвый участок путем соединения двух кусков оригинальной живописи или подчеркивая полуутраченные лессировки. Значительные повреждения и утраты могут быть оставлены нетронутыми, чтобы не нарушать цельность картины. Но превыше всего должно быть здоровое недоверие к переписыванию, будь оно имитационным или другим. Реставратор должен лавировать между Сциллой отказаться от реставрации картины (что в случае сильно поврежденных картин может отправить то, что осталось от живого образа на склад истории) и Харибдой экстенсивной переработки. Нет никакого сомнения, что эстетическая составляющая должна доминировать. Но здесь, как и всегда, для установления окончательного равновесия настолько же важны чувствительность и честная скромность, насколько и мастерство реставратора. Как с расчисткой, так и с тонировкой: никогда не нужно забывать о возможности оставить картину в покое.

Лак: вечное затруднение

Завершая работу, реставратор еще раз обратится к досаждающему вопросу, какой лак использовать и как его наносить. В прошлом использовались натуральные смолы, обладавшие своими преимуществами и недостатками. В 1930-1940-х годах показалось, что долго устойчивое и бесцветное покрытие наконец найдено. Это «окончательное решение» старинной проблемы, казалось, имеет огромное преимущество с точки зрения сохранения произведения для потомства и сводит к минимуму необходимость дальнейшего реставрационного вмешательства. Это был простой способ - живопись покрывалась синтетической не меняющей цвета смолой. Но теперь очевидно, что это не решило проблему.
С точки зрения эстетики синтетические лаки просто не сочетаются со старыми картинами. Они отличаются пластмассовым блеском и не способствуют углублению чувственного восприятия живописи. По физическим характеристикам они также не соответствуют, поскольку не могут выполнить одну из наиважнейших функций лака - усилить цвет и сделать его насыщенным. Они не всегда остаются прозрачными: вместо пожелтения возникает оптический эффект серой дымки из-за неспособности синтетического лака образовать единое целое с живописью. Это напоминает пластиковое покрытие на обложке книги. Серая дымка мешает рассматривать картину. Это усугубляется способностью этих лаков собирать пыль благодаря электростатическому полю, как плексиглас. В таких странах, как Великобритания и Соединенные Штаты, где синтетические смолы используются везде, природные смолы считаются чем-то «нечистым» и недостойным доверия. Конечно, даже современные смолы будут желтеть со временем, но это художники всегда знали. Однако ни один художник никогда не предполагал, что его картина посереет. Удаление нового лака и замена его изготовленным из природных смол напоминает переливание крови. В реставрации нет мелочей. Даже способ нанесения лака может удивительным образом изменить картину. Самая аутентичная реставрация может быть испорчена одним неподходящим - и противоречащим всему – элементом. Распыляемый лак может сделать старую картину похожей на фотографию, поскольку он состоит из мириадов частиц. Лак, наносимый кистью - как делал сам художник, - может быть менее плотным. Но он на один миллиметр приблизит картину к тому состоянию, какой она была, когда художник видел ее в последний раз.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость