Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Разглядывание картины

Если лак и краска сильно испорчены, простое рассматривание картины может быть трудной задачей. Свет отражается от многочисленных трещин в старом лаке и пересохшей краске, лишая живопись маслянистости, позволяющей глазу видеть цвет. Цвет зависит от света. По мере старения масла краска постепенно становится прозрачной, и свет может проникать глубже. Однако постепенно лак медленно становится все более непроницаемым и наконец «засахаривается». В этом случае мириады граней будут отражать свет от картины, препятствуя взгляду, и картина будет покрыта белесым налетом. Этот феномен прекрасно проиллюстрирован в «Человеке-невидимке» Герберта Уэллса, где герой изготовил средство, сделавшее коэффициент преломления его тела равным коэффициенту преломления воздуха, так что свет мог проходить сквозь него (будучи альбиносом, он не имел пигментов, способных мешать свету). Одна из задач реставратора - восстановить коэффициент преломления, приблизив его насколько возможно к тому, который был изначально. В большинстве случаев это подразумевает удаление старого затуманенного лака и попытки восстановить непрозрачную побелевшую краску. В последнем случае реставраторам требуется помощь ученых. Проблема также может состоять в излишней прозрачности красок, например, из-за состарившихся лессировок. Цель - восстановление первоначальной непрозрачности: еще одно поле деятельности, где научные изыскания могут иметь огромную важность. Простой микроскоп необходим и для диагноза, и для реставрационного процесса. Он позволяет детально исследовать материал и технику художника, например, размер частиц пигмента или был ли положен грунт вручную или с помощью механических приспособлений. Это может быть важно для датировки картины. Краска, нанесенная позднее поверх естественных трещин на поверхности оригинала, также будет сразу различима под микроскопом и, благодаря линзам, сможет быть удалена очень осторожно.
Все эти методы исследования и анализа можно применять без вмешательства в картину, которую должно почитать как святыню. Но порой дозволительно снять скальпелем крохотные частицы для анализа поперечного сечения красочного слоя. Сейчас существует много техник для точной идентификации каждого пигмента. Идентификация связующего - не точная наука, в этой области до сих пор много неясностей. Легко увлечься анализом пигментов, упустив при этом вторую составляющую - связующее, являющееся водой, в которой плавают рыбы-цвета. Другая область, в которой реставратору не окажет помощи никакое досье - патина, разная на каждой картине и не поддающаяся точному анализу. Настоящий мастер всегда будет опираться и на историко-искусствоведческие, и на научные знания. Но, в конце концов, при первом взгляде на картину ничто не заменит проницательного глаза.

Кракелюр, патина и пентименти

Одни только атмосферные колебания могут по-разному воздействовать на элементы картины. Холст растягивается и сжимается от тепла, сырости и сухости. Из-за напряжения и постепенного высыхания слоев краски возникают трещины на поверхности картины. Иногда кракелюр представляет самостоятельную эстетическую ценность: китайцы старательно добивались тонкой паутины трещинок на своих фарфоровых изделиях. В бесконечном многообразии и сложности кракелюра, как на человеческом лице, отражается биография картины. История холста или доски может быть прослежена по этой сеточке, т.к. разные периоды и техники оставляют разные следы. Превратности судьбы оставляют такой же уникальный отпечаток, как отпечаток пальца.
Патина - результат воздействия времени, если говорить о живописи, прежде всего это большое количество трещин, которые появляются в процессе старения. Во-первых, это кракелюр, во-вторых - медленные изменения фактуры и прозрачности, что происходит с каждой картиной; в-третьих - воздействие портящегося лака. Общее впечатление настолько же узнаваемо и неуловимо, как вкус вина урожая конкретного года.
Научный анализ этого явления - процесс сомнительный и сложный. Мы имеем дело не только с результатами воздействия времени на живописные слои, света на поверхность картины и частиц, содержащихся в воздухе, но и с загрязнением, ослаблением одних пигментов и потемнением других, со слабым отделением связующего от пигментов, превращающегося в линзоподобную пленку, и с взаимосвязями лаков и связующих. Само существование патины дискуссируется в некоторых кругах, но редко среди самих художников. Художники всех периодов признавали ее, а иногда и наслаждались ей как естественным продуктом старения. Осознание художниками эпохи Возрождения своего собственного места в истории, их стремление воскресить величие римской цивилизации и шедевры скульптуры привело к обостренному осознанию движения времени и его сложных последствий.

Естественная патина очень разнообразна и будит мысль и воображение. Мы знаем, что Леонардо восхищался патиной на старых стенах, подобно тому, как он рекомендовал прислушиваться к звуку далеких колоколов или глядеть на угольки в огне для развития воображения. Он пытался смягчить свои произведения и придать им нежный цвет, подражая природе и избегая жестких линий и плоских поверхностей, оставляющих мало места игре фантазии. В этом причина изобретения сфумато - намеренного смягчения контуров предметов. (Мы также знаем, что на Микеланджело сильное впечатление произвела мощь пострадавших античных торсов, хотя до сих пор вызывает большие споры, сознательно ли он оставлял незаконченными свои работы.) Значение патины понимали и позднейшие художники: Ренуар однажды сказал, что только хорошие картины имеют патину, это означало, что искусственные, поверхностные произведения не выдержат испытания временем и только хорошо написанные картины сохранят свою ценность спустя столетия. Писсарро об одной из своих картин сказал, что хотя она «варварски» написана («de facture barbare») «со временем она станет нежнее» («un peu moins fruste»). Споры о химическом составе и эстетической ценности патины касаются и того, что делать реставратору с этим явлением, без сомнения, они будут продолжаться. Для некоторых она навсегда останется проклятием - при условии, что они допускают ее существование - и подлежит удалению. Опасность такого подхода возрастает в наши дни, когда патина может восприниматься как показатель распада, «memento mori», что неприемлемо для почитающего молодость века. Возрастающая прозрачность живописи может обнаружить, словно призраки, первые замыслы художника и то, что зритель не должен был видеть. «Пенти-менти» - это авторские исправления, места, где художник, изменив первоначальный замысел, записал собственную работу. Записи - корректировка головы, руки или драпировки - обнаруживаются по мере того, как время снимает завесу непроницаемости. Эти призраки могут представлять археологический интерес для историка искусства; но трехглазая или шестипалая фигура может привести в замешательство неспециалиста. Порой целесообразно упростить изображение, если это слишком мешает.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость