Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Динарий кесаря

Динарий кесаря
1516


   
Мадонна во славе

Мадонна во славе,
с младенцем Иисусом,
Святым Франциском
и Альвесом, 1520


   
   
Коронование Христа
Коронование Христа
терновым венцом
1542

   

   
Юдифь с головой Олофрена
Юдифь с головой
Олофрена, 1515


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава первая

Связующее

Пигменты должны быть чем-то разведены. Связующее, в котором растворены пигменты, неизбежно влияет на свойства краски. Тернер, которого спросили, на чем он замешивает свои краски, ответил: «На мозгах!» Методом проб и ошибок было установлено, что количество заслуживающих доверия связующих ограничено. Доисторические художники в пещерах использовали жир. Коптские художники использовали воск, добиваясь устойчивости и долговечности. Животные клеи и снятое молоко, использовавшиеся в Египте для стенных росписей, продолжали использоваться для фресковой живописи во многих странах. К концу пятнадцатого века было испробовано всё: растительное масло и яйца, яйца и скипидар, мед и яйца, воск и яйца, казеин (снятое молоко) и много водных растворов. Каждый компонент применялся осмысленно и осторожно: Ченнино Ченнини посоветовал брать яйца от городских несушек, которые лучше подходят для живописи, так как их цвет намного бледнее, чем цвет яиц, снесенных в сельской местности! Перед тем как полностью стала господствовать масляная живопись, самыми популярными были клей, использовавшийся в средневековых манускриптах, яичный желток, из которого приготовляли темперные краски в эпоху раннего Возрождения, и водяная живопись по мокрому известковому слою (так называемая чистая фреска).
Открытие растительного масла как идеального растворителя было не внезапным, а результатом многовековых исканий. С глубокой древности были известны привлекательные свойства этого прозрачного связующего для пигментов. Но было два главных препятствия: как высушить его и как подобрать раствор для изменения его густоты. Со временем было найдено небольшое количество масел, к примеру, ореховое, льняное и подсолнечное, которые густеют и после высыхания образуют тонкую пленку, но только медленно. Художникам было трудно использовать масло: в Византии масла месяцами находились на солнце в огромных глиняных посудинах для загустения и отбеливания, периодически их помешивали, разгоняя образующееся желе. Даже когда картина была закончена, масло досушивалось на солнце, что могло приводить к растрескиванию покрытой живописью доски. Большой шаг вперед был сделан в начале пятнадцатого века, когда Ван Эйк сумел высушить многослойную масляную живопись в тени. Но не очень было понятно, как он сделал это, и многие художники продолжали изобретать свои собственные приемы и рецепты. Многие прибегали к добавкам, чтобы убыстрить высыхание масла, хотя некоторые из этих добавок могли привести к нежелательному изменению цвета связующего. Столетия спустя после Ван Эйка Тициан и Рубенс все еще предпочитали выставлять свои картины на солнце для высушивания и отбеливания масел, желтевших в тени. Существует знаменитый анекдот о том, как Тициан оставил сохнуть на балконе портрет папы, а увидевшие его паломники приняли его за оригинал и преклонили колени.
Растворители также очень важны, только в четырнадцатом веке, когда начали использовать скипидар, раскрылись возможности масляной живописи. Тонкие слои краски на картинах Ван Эйка не получились бы без разжижения масла. Другие растворители включали вино, которое, как известно, использовал Леонардо, неутомимый экспериментатор, чья мастерская, как было однажды замечено, напоминала лабораторию алхимика.

Лессировки

Лессировки, от которых часто зависел эффект, производимый картиной, были очень личной, почти секретной областью искусства. Как вибрато в игре на скрипке, они добавляли глубину и выразительность однообразным тонам. Подмастерья помогали на разных этапах создания картины, но никогда не привлекались к прорисовке - начальная стадия работы - или к лессировкам - заключительная стадия. Состав смеси также был разным. Лессировки по своей густоте находятся между живописью и лаком, в зависимости от характера художника. Когда используемый пигмент один из самых прозрачных - например, золотая охра - и разведен на масле, лессировки представляют собой разжиженную живопись. С другой стороны, лессировки могут быть ближе к лаку, как, например, цветной лак, хотя бы алый, растворенный в смоле (из которой приготовлено большинство лаков). Эффект от этих лессировок - легкая модуляция какой-либо части живописной поверхности, например, создание легкого румянца на щеке Венеры. Но, были они родственного или дополнительного цвета, лессировки могли создавать изысканно утонченный эффект, привнося глубину и прозрачность. Светлая лессировка (когда более светлые и менее прозрачные пигменты кладутся поверх темных) часто наносилась на затененные участки тела для создания эффекта просвечивания - голубизны жил, например.
Переливчатые телесные тона, которыми был так знаменит Тициан - возможно, самый выдающийся знаток лессировок, - зависели от его мастерства. Неправдоподобно тонкие слои сегодня часто повреждены, искажены или просто смыты, часто по вине реставраторов. В частности, в Венеции шестнадцатого века верхний слой картины покрывался очень тонкими лессировками, незаметно сливавшимися с лаком, который иногда был подцвечен, становясь еще одной, светлой, лессировкой. Искусные световые эффекты, которые могли быть достигнуты, хорошо осознавались знатоками. Природа этого феномена была не так ясна, как сейчас, но художники опытным путем установили, что тонкий слой светлой живописи поверх темного дает голубое свечение. Они могли не знать, что это происходит за счет оптического преломления света. Но они знали, что это даст им опаловое небо или серебристый полупрозрачный жемчуг. Ван Эйки во Фландрии первыми использовали эти возможности.
После удивительных индивидуальных достижений шестнадцатого века в применении лессировок появилась склонность к большей формальности и меньшей характерности. Нанесение лессировок на затененные места драпировок в семнадцатом веке (многие лессировки опять-таки утрачены) стало весьма обычной процедурой, хотя она придавала богатство атласным тканям. В худшем случае лессировка могла стать вульгарной и поверхностной. Поверхности картин художников Французской академии середины девятнадцатого века, таких, как Жером, дискредитировали эту технику и побудили импрессионистов обратиться к иному способу завершения работ.
И все же в лучших образцах живописи лессировки придавали иллюзии полноту. Утонченность техники сочеталась с ее уязвимостью, что сильно усложняет задачу реставратора. Консистенция лессировок часто родственна лакам, и на практике они становятся неразделимы. Поколения экспертов пытались найти сохранность лессировки при удалении изменившего цвет лака. Поскольку они так же соединены оптически, как и химически, задача остается неразрешимой.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

•  Охрана труда и техника безопасности на производстве sporam.org.

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость