Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Коронование Иисуса
Коронование
Иисуса терновым
венцом, 1572-1576


   
Святой Иероним
Святой Иероним
1570-1575


   
   
Мученичество Святого Лоуренса
Мученичество
Святого Лоуренса
1567

   

   
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины в
красной шапке, 1516


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава третья

Торговцы и художественный рынок

С тех пор, как покупка и продажа картин, часто и незначительных художников, стала в восемнадцатом веке систематичной, торговцы весьма способствуют перемещению картин. Художественный рынок имеет склонность приспосабливать живопись под вкусы времени или определенного клиента. Лорда Дювена, знаменитого торговца двадцатого века, специализировавшегося на продаже картин старых мастеров американским миллионерам, спросили однажды, почему он накладывает на картины так много лака. Ответ его был ироничным, но он кое-что поясняет: моим клиентам, сказал он, нравится видеть свое отражение в купленных ими картинах - приблизительно так средневековый донатор желал видеть себя изображенным среди святых. Менее щепетильные торговцы прибегали к хирургии, например, к расчленению плохо продающихся сцен мученичества на отдельные головы-портреты и пару безобидных натюрмортов, каждый из которых имел больше шансов заинтересовать покупателей. Триптихи и пределлы (горизонтальный ряд маленьких картин в нижней части алтаря) всегда были особо привлекательными для этой цели.
Переделка картин, чтобы закамуфлировать детали, рассказывающие о страданиях, или неприятные предметы - тоже обычная практика. «Избиение младенцев» Брейгеля в Хэмптон Корте было подправлено неизвестной рукой (хотя, в данном случае, необязательно для продажи), в результате свирепые солдаты пронзают не голых младенцев, а маленькие свертки в руках у плачущих женщин. Саломее придавали вид, более подходящий для гостиной, заменяя голову Иоанна Крестителя букетом цветов или подносом с фруктами. Пейзажи стремились сделать более продаваемыми, добавляя охотничьи сцены, еще недавно, как известно, в зимние пейзажи североамериканских примитивистов вставлялись вигвамы - для придания национального колорита.

Портретам придавалась большая привлекательность за счет изменения имени изображенного. Когда в конце семнадцатого века в моду вошли овалы, портреты стали обрезать. Как у римских бюстов были приставные головы, так иногда в портретах переписывались лица, но при этом плечи, пейзаж, одежды и шляпы оставались прежними. Пышные роялистские воротники заменялись на строгие пуританские костюмы, или наоборот. Дородная баронесса на картине Ларжельера, художника восемнадцатого века, из Музея Метрополитен в Нью-Йорке стала стройнее благодаря позднейшим исправлениям, а «Мария Магдалина» Тициана из Лондонской Национальной галереи в девятнадцатом веке лишилась тюрнюра, когда он вышел из моды. Законы рынка таковы, что честными или нечестными методами не очень щепетильные торговцы всегда будут стремиться удовлетворить его потребности. Особенно от этого могут пострадать тематические коллекции. Недавнее исследование крикетной коллекции в Павильоне лордов в Лондоне показало, что, по всей видимости, некоторые пейзажи подогнаны под соответствующую тему. Коллекция картин Фонда Уэллкам в Лондоне, посвященная Средним векам, тоже имеет достаточно аналогичных примеров. Некоторые картины - высококлассные подделки: например, портрет Флоранс Найтингейл, исполненный в стиле голландского художника семнадцатого века Герарда Доу. Художники, разрабатывавшие определенную тему, также привлекали аферистов. Добавление излюбленных или характерных для того или иного художника мотивов может превратить посредственную работу в венецианский канал Каналетто, Монмартр Утрилло, автопортрет Рембрандта или пейзаж с нимфами Коро. Было однажды замечено, что в Америке находится больше картин Коро, чем он создал за всю свою жизнь.
История подделок достойна изучения. Большинство реставраторов подходят к незнакомой картине с благоразумным скептицизмом и выискивают ключики-подсказки. Частая практика - как среди поддельщиков, так и среди художников - использование бывших в употреблении холстов. К счастью, здесь может помочь рентген: рентгеновская фотография однажды выявила под предполагаемым Леонардо портрет Лоуренса Аравийского. Многие слышали о недавних подвигах Ван Меегерена, подделывавшего Вермеера. Но у него было много замечательных предшественников и последователей, хотя лучшие остаются не узнанными. Одним из добившихся наибольших успехов был живший в девятнадцатом веке сьенский майор синьор Джони, с гордостью рассказавший в своей автобиографии, как он подделывал сьенские примитивы. Перед тем как дать волю своим талантам, он начинал простым реставратором и декорировщиком. Как позже Том Китинг, который подделывал Самюэля Пальмера, Джони занимался своим делом больше из удали, чем из-за денег. Особенно ему нравилось водить за нос знатоков, изготавливая работы, полностью подходившие под современные ему искусствоведческие теории и пристрастия. Позднее он открыто хвастал техническими трюками, к которым прибегал для достижения эффекта: смешав табачную воду и куркуму, как он обнаружил, можно воссоздать старинную патину. Он не стеснялся высказывать свое отвращение к рентгену, который он называл «разрушителем иллюзий» и с одобрением цитировал статью Артуро Кальца в «Джорнале д'Италия»: «Как раз тогда, когда Италия отчаянно нуждается в оздоровлении внешней торговли, происходит это открытие: оно пригодно только для того, чтобы загубить одно из самых выгодных итальянских производств. Если и была действительно процветающая отрасль внешней торговли в наши тяжелые времена - то это экспорт так называемых старых картин, тех работ, которыми гений нашей нации - сохранившей дух последователей Леонардо и Тициана - так щедро отвечал на настоятельный запрос многих тысяч людей по ту сторону Атлантики, желавших создать галерею старых мастеров...».

Но и, не прибегая к этим заслуживающим порицания методам, порой бессознательно, рынок способен влиять на старую живопись. В девятнадцатом веке предпочтение отдавалось тяжелым драпировкам и сумрачным интерьерам, фон на. картинах старых мастеров иногда переписывался темными красками ради удовлетворения вкусов времени. В наши дни мы можем наблюдать вполне предсказуемую противоположную реакцию. Публика и некоторые реставраторы жаждут того же, что уместно в домашних условиях, им хочется «обнаженно-отдраенно-очищенного» искусства. Пока что результаты для нас самих еще не вполне ясны. Но они предстанут позднее с той же потрясающей отчетливостью, с какой нам видится сегодня Викторианская эпоха «в тонах красного дерева». Эти колебания вкуса особенно характерны для Англии. Любовь девятнадцатого века к подцвеченным лакам и золотым тонам была отчасти вызвана ввозом в Англию «знатными путешественниками» восемнадцатого века произведений искусства из Италии. Было и романтическое благоговение перед возрастом картин и перед старыми мастерами: клодовские стекла, употреблявшиеся путешественниками и посетителями галерей, окрашивали реальные пейзажи в тона произведений старых мастеров и придавали им живописность. Интересно поразмышлять о том, почему англичане были особенно склонны к подобной искусственности. Есть несколько очевидных причин. У нас давняя традиция коллекционирования, с тех пор, как Карл I, проявив проницательность и рассудительность, несвойственные ему в политике, ввез в страну замечательные работы, включая прекрасную коллекцию венецианской живописи. После кромвелевской интерлюдии в Британии продолжалось собирание произведений искусства в больших масштабах, причем коллекционерам не причиняли серьезного вреда ни вражеское вторжение, ни гражданские войны, так что сегодня Лондон сделался столицей художественного рынка. Но некоторые придерживаются мнения, что позиция Великобритании, находящейся вне основных течений важнейших континентальных школ живописи, может подвергнуть хранящиеся здесь картины опасности бесчувственного обращения. То же в большой степени справедливо и для Америки, но это уже другой разговор.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость