Портрет Пьетро Аретино 1545
|
|
Христос в Эммаусе 1530
|
|
|
Портрет мужчины в красной шапке, 1516
|
|
|
|
Венера, завязывающая глаза Амуру (Купидону), 1565
|
Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?
Глава четвертая
Вечная забота
Делакруа после посещения Фонтенбло в 1832 году, осмотрев отреставрированное Д'Алло, который был любимым художником Луи Филиппа и ничем другим не знаменит, отметил: «Я видел Фонтенбло. Вандализм зашел очень далеко. Просто невероятно, чтобы отсутствие рассудка уничтожило хранящуюся там восхитительную живопись, и все это сделано кистью мосье Д'Алло, римлянина».
В своих дневниках он также часто говорит о грубом обращении с живописью из королевской коллекции Лувра, которая находилась в руках главного реставратора мосье Вилло.
Среди картин, реставрация которых вызвала ярость Делакруа, был «Святой Михаил» Рафаэля из Фонтенбло. Он уже неоднократно удостаивался внимая реставраторов, в том числе некоторых знаменитых художников, впервые реставрация проводилась под руководством Приматиччо, итальянского художника-маньериста, протеже Франциска I, переписавшего ногу Святого Михаила, которой он попирает дракона, в откровенно маньеристической манере, удлинив ее и придав ей изящные очертания.
Картина была переведена с доски на холст, в восемнадцатом веке холст дважды меняли. Она приобрела романтическое звучание, когда над ней поработал Жироде-Триосон, французский художник начала девятнадцатого века.
В середине девятнадцатого века, к сожалению, провели еще одну реставрацию и снова заменили холст, при этом Вилло удалил ногу, написанную Приматиччо. Удалил ли Вилло многое, принадлежавшее Рафаэлю, - здесь историко-искусствоведческие доводы кажутся не очень доказательными. Возмущение Делакруа было связано с осознанием самонадеянности реставраторов.
Несколько десятилетий спустя важнейшие проблемы реставрации оставались теми же. Реставрация «Мадонны с канделябрами» Рафаэля, продававшейся на аукционе Кристи в 1878 году, вызвала отчаянный протест французского писателя Шарля Тембаля в статье, опубликованной в «Ле Франсэ» в том же году: «Годами «Мадонне с канделябрами» наносились оскорбления. Она страдала от этого; и что хуже, ее реставрировали. Донателловская голова ребенка подверглась смертоносному нападению итальянских докторов.
Их любимые методы легко распознать. Они набрасываются на пораженные места и покрывают их крошечными мазочками, чтобы избежать явного записывания, которое всегда узнаваемо, что ни делай. Но они беспокоятся не только о больных местах. Это не сразу видно, но это ослабляет и стирает оригинальное мастерское исполнение, отражаясь на всем остальном. Ангелы, таким образом, уже полностью переписаны.
Тело младенца Иисуса очищено до самой основы и вся прелесть лессировок и неопределенность детских всегда столь прекрасно передаваемых Рафаэлем форм исчезли из-за безжалостной расчистки. Волосы, которые были легко написаны мастером, записаны тяжеловесными непрозрачными красками, едва ли сочетающимися с кудрями, оставшимися нетронутыми».
Якоб Буркхардт, отец современной истории искусств, предвидел опасности постоянных перемещений картин старых мастеров. В конспектах лекций он жалуется, что старые картины вечно перевозят и продолжает так: «Но, раз уж мы заговорили о пустых пожеланиях: старые картины не должны в дальнейшем так много путешествовать и следовало бы оставить их в покое на попечение реставраторов, особенно при смене владельца.
Недолговечность дерева, холста, слоев краски; вдобавок желание владельцев, чтобы потемневшие картины опять засияли свежими красками и ради этого снимающих старые лаки и лессировки, самые знаменитые картины особенно несчастны, им не позволяют стареть естественным образом, периодически чистят, переписывают или латают; немногие Мадонны Рафаэля вообще не тронуты; Святое семейство в Мюнхене - это хорошо отреставрированная руина; у самых прекрасных пейзажей часто в руинированном состоянии горизонт».
Даже некоторые самые революционные художники конца девятнадцатого века были весьма консервативны в вопросах реставрации. Дега однажды гневно говорил Даниилу Халеви: «Мое мнение - картины вообще не следует реставрировать. Если вы очистили какую-нибудь, вас следует посадить в тюрьму. Но если М.Кэмпф [реставратор] отдраивает «Мону Лизу», он может удостоиться награды. Нужно подумать о реставрации картин... Всякий прикоснувшийся должен быть сослан».
Наступление эпохи профессионализма
Только в восемнадцатом веке реставрацию начали воспринимать как отдельную дисциплину. Эта область развивалась во многих направлениях. Во-первых, эпоха отличалась интенсивным развитием науки, более систематизированным и исследовательским подходом к жизни. Художников вдохновляли свежесть и яркие краски вновь открытых в середине века фресок Геркуланума и Помпеи. Не надо обладать большим воображением, чтобы представить, как сильно они контрастировали с сумрачными картинами старых мастеров.
В конце века прибытие большого количества картин, вывезенных Наполеоном из европейских стран, дало реставраторам много работы и повысило их престиж. Во Франции критиковался вывоз картин из Италии, но совесть многих успокоилась на мысли, что Лувр стал хранилищем произведений искусства, спасенных от небрежения «победившим гением и теперь отреставрированных и бдительно охраняемых для назидания всей Европе». (Слышится отголосок оправданий вывоза Элгином мраморов Парфенона...)
Постепенно реставрация стала представляться более серьезным и научным делом. Первый пример современного подхода к делу - мастерская, основанная предприимчивым англичанином Пьетро Эдвардсом на Сан-Джованни и Паоло в Венеции. К счастью, Эдварде был благоразумным и чутким. Он вел подробные записи о каждой картине, на основании которых можно заключить, что после 1778 года, когда мастерская была открыта, через его руки прошло семьсот шестьдесят картин - четыреста из них за пять лет.
Это предполагает, что Эдварде скорее проводил осторожную минимальную обработку, в отличие от «капитального ремонта» сегодняшних дней. Сверх того, он стремился к «обратимости», был осторожен, тонировки накладывал между слоями лака, чтобы их можно было отличить от оригинальных красок, и осуждал применение любого вещества, которое нельзя будет позднее при необходимости удалить.
Во Франции этот более рациональный подход начал практиковать граф де Кайл юс, археолог и основоположник некоторых направлений в современном музейном деле и реставрации. Художники были увлечены пастелью и акварелями, пристрастие к светлым тонам воздействовало на реставраторов и подталкивало их к более основательной очистке произведений старых мастеров. Жажда открытий способствовала развитию археологии и побуждала к применению экспериментальных техник.
Впервые, может быть, эта специальная наука завладела воображением общества и привела его в восторг.
Реставрация Тициана:
стр 1 »
стр 2 »
Введение:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 1:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
Глава 2:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
Глава 3:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
Глава 4:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 5:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
Заключение:
стр 1 »
|