Распятие, 1555
|
|
Взятие Христа под стражу, 1575
|
|
|
Распятие, 1558
|
|
|
|
Бичевание Христа, 1560
|
Никола Поцца. "Тициан Вечеллио"
Женитьба Тициана
Как-то в сентябре 1523 года, ранним воскресным утром Тициан отправился узнать, что понадобилось от него падре Джермано, приору Фрари, полагая, что тот желал встретиться с ним дабы выразить свое недовольство «Ассунтой» или сообщить, о недовольстве какого-нибудь ханжи либо высокопоставленного лица Республики.
Падре Джермано, гулявший по монастырскому дворику с молитвенником в руках, заметив Тициана, осенил себя крестом и бросился на все лады приветствовать художника.
- Видеть вас - большое счастье и большая редкость, - сказал он, - ведь вы на службе у сильных мира сего. Мы же, хвала небу, - люди простые. Однако именно наша картина принесла вам славу.
Тициан с облегчением вздохнул, услышав столь утешительное начало.
Ему, правда, вспомнилось, что в свое время эти же самые святые отцы чуть было не отказались от картины, вынудив его сочинить историю с послом Адорно, и он усмехнулся про себя.
- Мы не сомневались, - продолжал тем временем падре Джермано, - что рано или поздно вы придете полюбоваться на свое творение и, может быть, исправить кое-что... Я хочу сказать, законченное лучше видится на расстоянии. Не так ли?
- Я уже много раз приходил сюда, - многозначительно ответил Тициан. - Сидел себе один в сторонке и размышлял, действительно ли мне удалось придумать кое-что новое. Боялся обнаружить крупные просчеты.
- Господь с вами, какие там просчеты, - успокоил его падре Джермано. - Разве что в апостолах было столько ярости, что поначалу чудилось, будто они бунтуют... Орден наш, понимаете ли, под надзором, и цензоры могли усмотреть...
- Вот как? Это для меня новость...
- Не удивляйтесь. Мы вполне могли стать жертвами обвинения, - продолжал падре Джермано с обычной своей флегматичностью, - и тогда епископ для начала обязательно потребовал бы отчет о расходовании средств от пожертвований.
Глаза художника вспыхнули гневом. Монах сделал вид, что ничего не заметил.
- А теперь нам понадобился для трапезной небольшой образ святого Николая. Однако епископ распорядился воздержаться от чрезмерных расходов. Он так сказал: «Тициан - мастер надежный и всеми уважаемый, но чересчур знаменит». Ваше преосвященство, - сказал я, - позвольте мне с ним побеседовать.
А он на это: «Беседуйте, не возражаю, но вы напрасно потеряете время: он теперь работает исключительно для Республики.
Послушайтесь меня, найдите юношу, который согласится на ваши условия». И назвал некоего Париса из Тревизо. Как вы думаете, на него можно положиться? Я обязан выполнить...
- Что? Парис? Этот канатный плясун, собачий сводник! Еще бы мне его не знать! Способный юноша! - воскликнул Тициан со злостью. - Значит, из-за нескольких жалких дукатов вы предпочитаете его мне?
- Ради бога! Ну при чем здесь дукаты? - торопливо проговорил падре Джермано.
Тициан мгновенно справился с собой и спустя секунду уже улыбался, глядя в лицо собеседнику.
- Вы, падре Джермано, - сказал он, - хитрый и ловкий монах. Скажите сначала, сколько дукатов вы собирались заплатить этому славному юноше, потом я вам отвечу.
Прижатый к стенке, монах пытался изобразить на лице сладенькую улыбку.
- Высота доски должна быть примерно в десять футов, - начал он. - В небесах - Мадонна с младенцем на коленях, а ниже в естественных позах - святая Екатерина, святой Николай, святой Петр, а также наши святые Антоний и Франциск. Наконец, святой Себастьян. Решайте сами. Еще нужно уточнить размеры и место.
- Уточним. Дукатов сколько?
- Позвольте мне переговорить с епископом, - попросил падре Джермано.
- Ну-ну. Переговорите. Однако на этот раз вы отдельно оплатите краски. Договоритесь с Дзаиином, аптекарем, а после встретимся еще раз и подпишем наш договор.
- Можно и на словах, - заметил падре Джермано.
- Нет уж. Запишем все до подробностей. Так будет спокойнее для вас и для меня.
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
|