Портрет Пьетро Аретино, 1545
|
|
Портрет Якобо Страда. 1567-1568
|
|
|
Кардинал Фарнезе, 1545
|
|
|
|
Славянка, 1510
|
Никола Поцца. "Тициан Вечеллио".
Фрески семинарии Скуола дель Санто
В конце 1510 года ясновидцы и. гадалки предсказали по звездам множество несчастий, лишений и смерть от чумы; однако ураганные ветры в апреле 1511 года разогнали эпидемию, словно стаю туч. Вереницы лодок с мертвецами больше не тянулись к кладбищу на острове Сан Микеле. Закрылся лазарет Сан Джакомо ип Палу. Казалось невероятным, что эпидемия кончилась так быстро.
Для поездки в Падую больше не требовалось обращаться к санитарным службам за разрешением на выезд.
Путь от Венеции до Лиццафузины по лагуне был великолепен. Светало. На чистом небе гасли звезды, розовел горизонт в направлении к Лидо, дул легкий весенний ветерок...
По приезде в Падую юношу словно магнитом притянуло к степам семинарии, словно фреска «Чудо с младенцем» была призвана избавить его от какого-то кошмара. Он достал из баула наброски и замер посреди зала, устремив взгляд на отведенное ему для работы пространство слепы. Проходили часы, дни; чума больше не пугала его. Тициан размечал стену. Он свыкся с немудреной монастырской пищей, колючим матрасом в келье и колоколом, который по ночам бил над самой головой. Мысли были заняты только работой. Он делал красные наброски по грунту и процарапывал на нем контуры будущего изображения. От сухого запаха навести, к которому примешивался аромат разноцветных земель, индиго и угля, першило в горле.
Тициан то и дело отхлебывал из кувшина с водой.
С одной стороны он поместил своего Лунардо, склоненного, в белой мантии, с другой - оклеветанную Лукрецию в красных одеждах, обоих на одном плане. Далее расположились коленопреклоненный монах, протягивающий младенца святому Антонию, и сам святой, взирающий на мужа этой женщины. При сотворении чуда присутствуют ее подруги и несколько прохожих, Тициан быстро определил для себя математический принцип расположения фигур, поворотов головы, перекрестных взглядов, позы обнаженного младенца. Он нашел решение композиции, как кормчий, сверившись с картой неба, находит путеводную звезду.
Он набросал штукатурки на смоченную стену и затирал ее до тех пор, пока не появилась бархатистость. После чего белой известью стал выписывать мантию юноши, покрыл желто-красными полосами его чулки, сделал камзол из зеленой ткани и красный берет. Как-то утром, когда он затирал большой кусок штукатурки, за его спиной появился тот самый монах, вместе с которым он наблюдал из окна за выходками Лунардо Триссино и его шайки. Приблизившись к лесам, монах елейным голосом молвил:
- Мир и благодать, сын мой! Впрочем, вы и так ими наслаждаетесь.
- Что вы, святой отец, - пробормотал Тициан.
- Хорошо, хорошо, - говорил тот, ступая по покрытому белыми следами, забрызганному известью полу. - Но, господи, какой беспорядок... - Он взял с алтаря какую-то книгу, затем возвратился к двери, где вдруг выпрямился, будто часовой, и гордо сказал: - Знайте, сын мой, что меня назначили смотрителем, семинарии. Прошу вас быть осторожнее с картинами и фресками.
Тициан глядел сверху вниз как тот спускался по лестнице.
- Псом цепным тебя назначили, - наконец буркнул он ему вслед. - Меня сторожить...
Стояли солнечные, ветреные дни, стена быстро высыхала. Женщина в красных одеждах расположилась напротив театрально склонившегося молодого человека.
стр 1 »
стр 2 »
|