Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Святая Мария Магдалина
Святая Мария
Магдалина, 1532


   
Святой Иоан
Святой Иоан Баптист
в отшельничестве
1542
   
   
Портрет Филиппа Второго
Портрет Филиппа
Второго в доспехах
1550-1551

   

   
Благовещение Мадонны
Благовещение
Мадонны.
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Заключение

"Ложь и правда образуют очень тонкие взаимосвязи,
всё - вопрос большего или меньшего. Предельная
искренность может быть столь же нелепой, сколь и невыносимой."
Боннар. Заметки о живописи

К чему весь этот шум? Ведь мы говорим о столь туманном, невнятном, безнадежно субъективном предмете, который даже по фотографиям нельзя в достаточной степени постигнуть, существует ли он вообще? А если существует, то не лучше ли специалистам оставить это? Именно это по большей части и происходило. Боннар назвал живопись «записью приключений глазного нерва». Плохая и хорошая реставрации по-разному воздействуют на глаза. Но одна из причин, по которым я решилась на написание данной книги, - озабоченность положением дел в реставрации выражают не только эстеты. Совершенно заурядные люди, которые смотрят живопись, могут видеть, что она не такова, какой должна быть. Не нужен очень тренированный глаз, чтобы понять важность драпировки, ноги или вытянутой руки, и люди так или иначе понимают, когда магия исчезает. У них не возникает иллюзии правдоподобия в «глазу», когда они видят сильно зареставрированную живопись.
К тому же простой зритель, наивно восхищающийся и жаждущий вневременного, запутывается в своих ощущениях, когда его дурачат. Его разочарование находит отклик у профессоров и знатоков, приводя к справедливой критике современных ценностей. Более вдумчивый и критичный наблюдатель может заподозрить, что используя тонировки и расчищая неясные места, картину приспосабливают под него. Он, вполне вероятно, возмутится, точно так же как он возмутится рационализацией и преобразованием языка ради исключения «лишних» букв или потрошением классиков ради того, чтобы избежать умственного перенапряжения у наших детей. Самое время поразмыслить после такого беспрецедентно интенсивного периода реставрации. И все же во многих музеях и галереях разрушительная работа ведется с муравьиной тщательностью. Может быть, будет даже хуже: в некоторых смыслах, будущее выглядит таким же безрадостным, как и настоящее. Тревожит увеличение числа профессиональных реставраторов, новые институты плодятся по всему миру, как грибы. Может начаться «реставрационная инфляция», когда много реставраторов будет гоняться за небольшим количеством картин. Это может повлечь за собой негативные последствия. Студенты «пробуют зубки» на значительных произведениях искусства. Все они будут яростно стремиться испытать свое умение на хорошей живописи, а институты должны будут найти им работу. То, что Рейнольде однажды сказал об искусстве вообще, справедливо и для реставрации: «Бесконечные приготовления, суета бесконечных вопросов и исследований... все может быть применено, чтобы избежать или отстранить настоящую работу, работу мысли». Такая активность опасна: слишком много реставраций в одно и то же время не позволяет сравнивать и, отсюда, возрастает единообразие. В то же время продолжается соревнование между музеями и галереями, и не уменьшается тяга к эксперименту и изобретению «прогрессивных» методов, а в галереях Европы есть дюжины замечательных картин, изменивших цвет, чье состояние может улучшить правильный уход. Но современные методы реставрации таковы, что часто лучше оставить их в покое. Но в наш деловой век бездействие нетерпимо, мысль о том, чтобы оставить что-либо в покое, революционна сама по себе, приемлемо все, кроме ничегонеделания. Жаль, но у сегодняшних реставраторов нет апломба Микеланджело, в ответ на критику «Давида» подошедшего к нему с резцом в руках и просто просыпавшего горсть мраморной пыли. И все согласились, что теперь фигура совершенна. Есть, однако, некоторая надежда. У реставраторов появляется желание сначала семь раз отмерить. Пересмотр Вашингтонской Национальной галереей стратегии расчистки и дискуссия на страницах «Нью-Йорк ревью оф букс» способствовали тому, что эти спорные проблемы не утратили актуальности в США. На выставке «Гений Венеции» в Лондоне в 1984 году вспыхнули спонтанные дебаты о спорной расчистке «Суда Срломона» Себастьяно дель Пьомбо (или Джорджоне). Музей Метрополитен в Нью-Йорке недавно привлек к руководству реставрационной мастерской ряд ярких людей, в том числе Джона Брэли из Хуберт Сонненберг. Фонд Гетти провозгласил; что его большая реставрационная программа будет осуществляться при тесном сотрудничестве ученых и историков искусства и пригласил замечательного Андреа Роте возглавить реставрационный отдел.

Говорят, у англосаксов аллергия на абстракции. И все же, мы очень нуждаемся в новой философии консервации, которая основывается только на историческом воображении и на критической отрешенности от «духа времени». Мы могли бы начать с размышлений над словами литератора Джозефа Аддисона, интересовавшегося нашим предметом и писавшего в «Спектэйторе» от 5 июня 1711 года: «Мне пригрезилось, что я допущен в длинную просторную галерею, с одной стороны увешанную работами всех ныне живущих знаменитых художников, а с другой - работами уже умерших великих мастеров. На стороне живых я увидел нескольких человек, занятых подрисовкой, подкрашиванием и доработкой; на стороне умерших художников я заметил всего лишь одного человека, работавшего необычайно медленно и удивительно осторожно... Старик (тот человек, о котором я упоминал выше, один работавший на этой стороне галереи), ходивший от одной картины к другой и тонировавший расположенные передо мной прекрасные работы, не мог не привлечь моего пристального внимания. Я обнаружил, что его кисть настолько легка, что ее работа незаметна, на картине, над которой он работает, едва-едва после тысячи прикосновений возникает видимый след. Однако, поскольку он неустанно работал без перерыва и отдыха, он смягчал каждое маленькое несоответствие и ошибку в построении фигуры. Он придавал прекрасный коричневый оттенок теням и зрелость цветам, так что вся картина становилась совершенней по сравнению с тем, какой она вышла из-под кисти мастера. Я не мог удержаться, чтобы не заглянуть в лицо этого старика, и тотчас же по длинному завитку волос на его лбу признал в нем Время».

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 » Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »



Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость