Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Портрет Федерико Гонзага
Портрет Федерико
Гонзага, герцога
Мантуа, 1529


   
Святой Иоан
Святой Иоан Баптист
в отшельничестве
1542
   
   
Портрет Филиппа Второго
Портрет Филиппа
Второго в доспехах
1550-1551

   

   
Благовещение Мадонны
Благовещение
Мадонны.
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Конфликт культур

Вывески антикварных магазинов представляют нам наполовину очищенную картину, внушая, что профессионалы могут творить чудеса и что существует волшебный раствор, способный смыть все, кроме «оригинала», который и проявится вновь и станет таким, как будто только что создан. Подобные предположения основаны на принципах ведения домашнего хозяйства. Но картины - не пластиковые поверхности. Это нежнейшие слои искусно созданной иллюзии со своими собственными критериями чистоты. Подход домашней хозяйки вряд ли здесь уместен.

Одна из главных опасностей сегодня - представлять реставрацию простым механическим действием. В прошлом, когда вокруг нашего предмета кипели споры, подобный взгляд был редок. Даже такой человек, как Гёте, серьезно интересовался реставрацией и со знанием дела призывал к осторожности. Художники проявляли большой интерес, глубоко вникали в вопросы ухода за собственными картинами и картинами их предшественников. Их взгляд на реставрацию интереснейшая и в значительной степени неисследованная часть истории искусства. Тициан подретушировал картины Мантеньи. Себастьяно дель Пьомбо подправлял работы Рафаэля после того, как им был причинен ущерб во время разграбления Рима. Маратта был так потрясен, когда его попросили записать обнаженные тела на картинах Гвидо Рени, что сделал это темперой, дав возможность впоследствии легко снять этот слой. Делакруа так чувствительно относился к нашему предмету, что порвал старую дружбу с главным реставратором Лувра после яростного и продолжительного публичного спора о методах реставрации. Сегодня редко найдешь реставраторов, имеющих образование по истории искусства не хуже научно-технического. Для большинства из них картина - прежде всего структура и вещественные составляющие, а не эстетическое явление. Миф о нейтральном воздействии науки сильнее всего опровергается именно в этой области. Несмотря на очевидность, мы так и не можем постигнуть простую истину: что бы мы ни делали с произведением искусства, доставшимся нам в наследство, - мы будем подгонять его под наше представление о нем. Мы настолько привыкли к нашим предрассудкам, что в буквальном смысле не понимаем того, что делаем. Чтобы осмыслить давление сегодняшних взглядов, мы должны оглянуться назад. Скрытые мотивы или вкус эпохи нашли отражение в истории реставрации. Один только простой факт служит достаточным доказательством: в восемнадцатом столетии реставраторы высветляли картины, в девятнадцатом - делали их более темными. И тут даже не надо специально подчеркивать связь с эстетикой данного времени. Но лучшее доказательство мимолетности вкуса - история подделок. Оглядываясь на экстраординарный эпизод с поддельными «Вермеерами» ван Меегерена, нам сейчас трудно понять, как международные эксперты того времени могли обмануться. Но мы все видим не потому, что ван Меегерен был безграмотным пройдохой; напротив, он проявлял большую осторожность и изобретательность. Просто для нас очевиден в его подделках отпечаток времени, воспроизведение того, что представлялось главным в Вермеере субъективному (и потому предвзятому) взгляду в Тридцатых и сороковых годах. Обладая преимуществом нашей точки зрения, мы видим, что женские лица несут печать сходства с Марлен Дитрих. Если нужно еще какое-то доказательство колебания моды в искусстве, то уместно добавить, что гаагская «Девушка в тюрбане» Вермеера в девятнадцатом веке была продана в Амстердаме - именно как вермееровская - за два флорина.

Важность для реставраторов подобных колебаний вкуса самоочевидна - или должна быть таковой. Сегодняшние практики не могут отрицать влияние моды и предрассудков. Мы готовы высмеивать пристрастия прошлого: дополнения и изменения, вносившиеся в картины старых мастеров художниками и реставраторами восемнадцатого и девятнадцатого столетий - закат здесь, пасущиеся животные там или другие модные мотивы. Мы с жалостью относимся к лицемерию, притворной стыдливости и похотливости Викторианской эпохи, когда к порче оригиналов приводила чувствительность той поры к вопросам секса. Но, кажется, мы меньше осознаем наши собственные предрассудки, которые в общем и целом таковы: применение радикальных способов, недостаточное осмысление делаемого, стремление к «удобочитаемости» и «удобоваримости». Инфекция, проникающая в культуру, почти всеобща, а в случае реставрации еще и незаметна. Очертания фигур и предметов на картинах Тициана будут чуть-чуть, незаметно, но неуклонно изменяться так, чтобы они оказались хоть на несколько лет ближе к нашим идеалам, лучше всего выраженным Мондрианом с его сухими квадратами, окрашенными в первичные цвета. Простой тест - сравните оригинал с фотографией: вам может показаться, что настоящему Тициану недостает яркости цветов и четкости силуэтов. Преподаватель истории искусства, как-то предложивший студентам подобный тест, обнаружил, что они отдают предпочтение более ярким слайдам, а не более достоверным.
Картины старых мастеров уязвимей всего - это ясно. Но и современная живопись может пострадать. Пожалуй, самый разительный пример - работы кубистов. Они зачастую выглядят скучными и монотонными: контрастность и неожиданность сопоставления фактур - выражение самой сути кубизма - исчезли. Диссонанс между провалами бархатисто-черного и заплатами голубого также исчез, уничтоженный восковой пропиткой с задней стороны холста и лаком с передней. Остроумие художников, их игры с восприятием удушаются, как в тисках, работа подгоняется под устоявшееся понимание музейной живописи. Цель у этого приведения к единообразию та же, что и у нянюшкиных правил, касающихся того, как подобает одеваться при выходе в общество: пожертвовать характерным ради внешних приличий. Картины кубистов часто начинали портиться еще при жизни их создателей. Как заметил Марсель Дюшан, картина умирает через определенное количество лет, как и ее создатель4. После этого она становится частью истории искусства.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость