Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Принципы и современная практика

"Мы убиваем, чтобы расчленять."
Вордсворт

Каждая картина уникальна и хранит собственные секреты. Опытные реставраторы никогда не будут ни удивлены, ни сбиты с толку, встретившись с картинами, о которых известно мало или совсем ничего, и датировка которых может меняться по мере удаления позднейших записей или в результате других изменений. Малюсенькие, даже микроскопические мазки - это может быть то немногое, что осталось потомству от некоторых периодов в истории картины. Щепетильный мастер всегда предполагает непредсказуемое, отказывается от необъясняемого и соответственно обращается с картиной, над которой работает. Он не должен стремиться скорее провести техническое исследование картины, как поступают с испорченными радиоприемником или посудомоечной машиной. Наоборот, он поместит ее на мольберт или на стену, чтобы не спеша созерцать произведение искусства в его целостности. И, разумеется, во время работы реставратор должен не меньше смотреть на картину, чем работать с ней.
У хорошей живописи много важных слоев, открывающихся медленно. Единственный простой и надежный, но весьма редко используемый, способ настроить себя на картину - чтение относящегося к ней исторического материала и обсуждение его с историками искусства. К сожалению, часто имеет место молчаливое взаимное отчуждение между реставраторами, действующими порой как простые технари, которыми они слишком часто являются, и историками искусства, которые на удивление не знакомы со структурой живописи. Нет нужды говорить, что от этого взаимного непонимания прежде всего страдает картина. В недавнее время равновесие сил между реставраторами и историками искусства резко нарушилось в пользу первых, отражая преобладание научного метода, доминирующего в профессии. Нет сомнения, что, будь сегодня живы Гёте или Гойя, они бы яростно доказывали, что восстановление этого равновесия в интересах искусства. Кажется очевидным, что реставратор должен занимать среднее место между ученым, художником и историком искусства и, естественно, разбираться во всех трех дисциплинах. Его работа - ни наука как таковая, ни творчество, ни академические исследования. К тому же у него есть, что предложить каждой из этих областей: долгий опыт мудрого реставратора может сильно расширить исторические познания, восстановить частично утраченные оригиналы и прояснить связанные с ними предположения. Сегодня историк искусства порой лишен правильного осознания физических и оптических процессов в живописи и изменений, вызванных ими в работах, сохранившихся до наших дней. Есть тенденция сосредотачиваться исключительно на иконографических и исторических аспектах картины. Но бесполезно выстраивать гипотезы на основании потемневшей живописи, полностью или частично переписанной, или неудачно расчищенной.
С другой стороны, без советов историков и искусствоведов реставраторы могут легко разрушить важные моменты в картинах. По мере проведения реставрации и открытия новых живописных слоев должны продолжаться консультации. Реставратор хорошо поступит, если будет честным в отношении возможностей и границ своего мастерства. Обсуждение всех опасностей и сомнений на протяжении реставрации значительного произведения имеет решающее значение. Туманность современной науки может быть столь же опасна, сколь и старинный мистицизм профессиональной секретности, сегодня частично исчезнувший.

Разглядывание картины

В идеале у каждого реставратора должно быть под рукой два досье на каждую картину. Первое должно представлять собой не сухую подборку документации о ее происхождении, а включать обсуждения этой и других картин того же художника, вместе с документами и письменными источниками, помогающими включить ее в исторический контекст. Во втором досье должен содержаться полный отчет о состоянии картины: анализ пигментов, поперечное сечение красочного слоя и все виды фотографий. Фокусируясь на различных частях спектра, эти фотографии выявляют разные вещи в картине. Рентген проникает глубже инфракрасного излучения. Он может показать каждый слой вплоть до холста или доски; инфракрасное излучение мгновенно выявляет подготовительный рисунок. По счастливой случайности, свинец, употребляемый для белил, непроницаем для рентгена. Поэтому световые эффекты на картине и мазки, содержащие белила, мгновенно выявляются при рентгеновской съемке. Правильно используемая, рентгеновская фотография может дать дополнительную информацию для понимания стиля и свойств живописи, точно так же, как и техники. Она помогает понять, благодаря чему возникает видимый нами живописный эффект. Рентген дает возможность определить руку мастера, что необходимо при атрибуции картины. Но такие доказательства часто бывают столь же субъективными, сколь неизбежно субъективны заключения о стиле. Они также будут недостаточными: хотя большинство телесных красок содержит белила, и Это покажет рентген, органические или земляные краски, которые могут использоваться для теней, будут невидимы. Более того, со времен импрессионистов свинец часто заменяется титановыми белилами, почти неразличимыми на рентгеновском снимке. Для большинства сравнительно недавних картин рентген имеет весьма ограниченную ценность. Инфракрасная фотография, показывая предварительный эскиз или рисунок, также может помочь нам как показатель качества, а заодно облегчить изучение базовой структуры и эволюции замысла художника. Инфракрасная фотография может помочь и при судебной экспертизе: ее способность выявлять полустертые или записанные подписи бесценна как для владельцев и торговцев, так и для академиков.

Ультрафиолетовые лучи могут очень точно выявить какое-либо повреждение самого верхнего слоя живописи - лака. Выгоды опять-таки большие и для покупателя, и для торговца, и для реставратора. Любое приукрашивание или повреждение, замаскированное тонировкой, будет отчетливо видно под ультрафиолетовой лампой, заставляющей лак светиться зеленым светом, переписанные места остаются темными. Натриевый свет - более специализированный инструмент. Проникая сквозь слой лака и делая живописную поверхность отчетливо видимой, он может дать представление о том, как будет выглядеть картина после удаления темного или изменившего цвет лака. Но удивительно, как много можно сделать вообще - без всяких современных средств. При исследовании картин простейшие методы порой могут оказаться самыми действенными. Ничто при быстрой проверке состояния картины не выявит его так, как косой свет. Простая черно-белая фотография, сделанная при таком свете, кроме обнаружения возникших проблем, таких, как вспухание и неровности, способна раскрыть главные характеристики мазка художника и его технику.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

•  Размещение персонала. Тут http://hostel77.ru/ фото и расценки общежитий.

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость