Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Коронование Иисуса
Коронование
Иисуса терновым
венцом, 1572-1576


   
Святой Иероним
Святой Иероним
1570-1575


   
   
Мученичество Святого Лоуренса
Мученичество
Святого Лоуренса
1567

   

   
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины в
красной шапке, 1516


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава третья

Политика, революция и религия

На Севере Реформация имела более разрушительные последствия. Некоторые протестантские деятели, такие, как Цвингли, вообще отказывались признавать изображения. Гугеноты разорили много французских соборов, а в Голландии кальвинисты уничтожили почти всю религиозную живопись, и только по счастливой случайности сохранились один или два шедевра величайшего из голландских живописцев Гергена тот Синт-Янса. Но подобные случаи были, в общем, нехарактерны. В повседневной жизни церковь была гибкой и прагматичной, приспосабливая свою образность к верующей массе. Эта приспособляемость могла приобретать различные формы: общей была необходимость соответствовать духовным запросам определенного места и времени. Культ чудотворных образов согласовался с римско-католической верой, порой картины перерабатывались ради большей близости к запросам сентиментальной религиозности. Холсты прорезались, чтобы можно было надеть серебряные короны на головы Мадонн. Подобно тому, как многие романские монастыри украшались лепниной в эпоху барокко, застывший взгляд святых на старинных иконах изменяли таким образом, чтобы он выражал обморочный экстаз, характерный для семнадцатого века. Церковь постоянно использовала золото. В восемнадцатом веке православная церковь украшала иконы золотыми окладами, оставлявшими открытыми только лица. Точно также в западной церкви тонкий лист золота, подтемненного лаком, часто покрывался яркой золотой росписью или золотился заново в девятнадцатом веке, золото присутствовало во многих картинах, которые должны были пробуждать набожность.
Если говорить о сохранности произведений, то церковь могла быть и безопасным убежищем, и тюрьмой, в которой гибель пленников была только вопросом времени. Там, где был постоянный сухой климат, картины сохранялись веками, но сырость способствовала их гибели. Одно только воздействие влаги на древние стены уничтожало и холсты, и фрески. Плесень на обороте холстов и отложения солей на стенах приводили к быстрым разрушениям. Здесь опять-таки нельзя не вспомнить о «Тайной вечере» Леонардо - самом ярком примере, ее трагическая история и медленная гибель были описаны Гёте. Монахи, в трапезной которых находилась «Тайная вечеря», отрезали ноги Христа, прорубая дверной проем. Позднее там останавливались на постой солдаты с лошадьми, испарения дыхания которых ускорили разрушение фрески. Не пошло на пользу и последовавшее наводнение.

Разрушительное воздействие туризма

Однажды Брунеллески и Донателло по ошибке были приняты за искателей сокровищ, когда обмеривали развалины Рима в начале пятнадцатого столетия. В то время подразумевалось, что интерес к руинам может быть только корыстным. Разрушение исторических памятников принимает различные формы, но результаты действий грабителей, археологов и туристов удивительно похожи. Сегодня, когда интерес к международному туризму все возрастает, одновременно и возрастает беспокойство за его косвенные последствия для произведений искусства. Количество вовлеченных в него поражает: некоторые памятники прошлого теперь принимают больше посетителей за один год, чем за все предыдущие века. В храме Зевса в Олимпии в 1932 году побывало сто посетителей; в 1976 году их число перевалило за миллион. Галерея Уффици во Флоренции в 1949 году продала сто тысяч билетов, а в 1960-м - полтора миллиона. Пещеры Ляско пришлось закрыть для публики из-за разрушений, вызванных присутствием людей. Может показаться странным, что картины портятся от того, что на них смотрят. До изобретения фотографии путешественники хотели увезти с собой копии знаменитых картин. Местные копиисты часто натирали оригиналы маслом, чтобы они стали поярче и было удобнее их копировать. Более века потребовалось, чтобы люди осознали, какой урон причиняет практика снимания гипсовых слепков со статуй, окончательно запрещенная только к концу девятнадцатого столетия.
Перед тем как яростно возмущаться копиистами прошлого, нам следовало бы припомнить, что современные музеи часто подвергают картины старых мастеров риску, чтобы удовлетворить нужды фотографии. Автору этой книги кажется недопустимым, что картина «Вакх и Ариадна» Тициана прикреплялась к демонстрационной ширме, чтобы, как было заявлено, было удобнее переносить ее для фотографирования и не снимать слишком часто со стены15. Это неестественно и значительно повышает риск повреждения живописной поверхности. Туризм также, в силу ряда причин, способствует реставрации. Повышение влажности и температуры воздуха, вызванное большим числом посетителей, плохо влияет на картину. Кондиционеры, даже если допустить, что они работают непрерывно, не всегда могут эффективно отреагировать на огромные людские толпы. Последствия могут быть ужасными: дерево коробится и трескается, от холстов отслаивается краска по причине их сжатия и расширения. Толпы посетителей заставляют принимать повышенные меры безопасности. Одно из недавних приспособлений - автоматическая сигнализация, которая крепится к холсту сзади и приводит к появлению трещин на красочном слое.

Но туризм - это прежде всего деньги, которые побуждают поддерживать картины в «отличном» состоянии. Как людям, отправляющимся на званый вечер, картинам не позволено быть самими собой или выглядеть небрежными и взъерошенными, их нужно привести в порядок для появления перед публикой. Незаметно, порой с наивной беспечностью, акцент переносится с картины на то, как ее подать. Реставраторы, главным образом ориентированные на массовую и несведущую аудиторию, подпадают под ее влияние в выборе своих методов. Картина должна быть достаточно ясной и яркой, чтобы прельстить апатично блуждающий и пресыщенный взгляд, шероховатости нужно устранить, контуры и световые эффекты - подчеркнуть. Поучительна параллель с археологией: в ней, как и в реставрации, больше всего страдают выдающиеся произведения, в то время как посредственным вещам могут не докучать веками. Скальпель и растворитель реставратора устраняют налет старины с живописи так же, как и неумолимые копки лопаты археолога. Предметы изымаются из привычного окружения, или их поверхность меняется. Уильям Моррис понимал эту опасность, когда затевал большую кампанию против удаления земли вокруг естественным образом врастающих в землю старых церквей.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

•  джубга отдых у моря

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость