Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины
в платье с синими
рукавами, 1510


   
Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Святой Иоан Баптист
в отшельничестве
1542


   
   
Портрет музыканта
Портрет музыканта
1515 или 1545

   

   
Матерь Долороса
Матерь Долороса
1555


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава вторая

Вечное искусство, недолговечные материалы

"Красота - это отпечаток времени, неизменная вибрация,
придуманный экстаз удержанного порыва,
неспособный достичь своего естественного конца."
Т.Е.Хулме. Размышления

Художник жаждет постоянства, но его материалы слишком недолговечны. Тяга к бессмертию может противоречить сильной страсти к предельной выразительности. Какими бы разнообразными и изысканными ни были техника и материалы, они никогда не смогут полностью соответствовать двум задачам. В разное время отдавалось предпочтение разным вещам, и это отразилось на состоянии дошедших до нас произведений. В основе своей - это вечная борьба между материей и духом. Попытки согласовать их проходят через всю историю живописи, высвечивая проблемы, с которыми сегодня сталкиваются реставраторы. Упор на многозначность, замысловатость и изящество вредит сохранности, и наоборот. Затруднения художников и реставраторов ясно обозримы с высоты истории европейской живописи.

Неопределенность античности

Мы можем только догадываться о том, какими были античные картины. Сам факт, что станковая живопись античности не сохранилась, вместе с повторяющимися комментариями античных авторов, восхваляющими виртуозность и реализм, позволяют предположить, что эти качества, по крайней мере, в определенные моменты ценились намного выше, чем долговечность. Нет достаточно веских доказательств для обоснованных выводов. Но была ли это тщательная иллюзионистическая живопись или экспрессивные мазки кистью художников другого направления, примеры которого представляют собой античные фрески, внимание сосредотачивалось прежде всего на поверхности картины. Мы знаем о чудесах, которые творили художники классической Греции. Лучший пример - знаменитая история о греческом художнике Зевксисе. Птицы слетались клевать к одной из его картин, изображавшей мальчика, держащего виноградные гроздья; как рассказывают, художник заметил по этому поводу: «Если бы я нарисовал ребенка так же хорошо, как и виноград, птицы испугались бы его». Свидетельство интереса к необычным формам живописи - записанный Плинием анекдот о другом греческом художнике, Протогене. Раздраженный тем, что он не мог изобразить пса с пастью в пене, Протоген швырнул в картину смоченную в краске губку и добился желаемого эффекта. Как бы ни потрясло это изображение ценителей того времени, оно вряд ли было долговечным.
Как правило, нам приходится довольствоваться скудными свидетельствами Плиния и Апеллеса. Апеллес был более озабочен волшебным свойством лака придавать картине загадочный цвет, чем его защитными качествами. Как бы то ни было, многое остается под вопросом. Удивительно хорошая сохранность некоторых настенных росписей - как, например, в Золотом доме Нерона в Риме - свидетельствует совсем о другом. Можно предположить, что в монументальной живописи уделялось больше внимания сохранности. Фресковая живопись, как мы предполагаем, не покрывавшаяся лаком, достигла высокого уровня в то время. И все же, насколько мы можем реконструировать историю античной живописи, представляется, что возрастала изобретательность в ущерб долговечности. Мы можем только предполагать, но весьма вероятно, что мог наступить момент, когда высокое мастерство античных художников подавило чувство практичности.

Средневековая прочность

В эпоху Средневековья и Возрождения возобновляется конфликт между долговечностью и приманками совершенства. Средневековая живопись, как, например, готические соборы, проникнута духом вечности. К счастью, у нас есть надежный источник, повествующий о методах художников Средневековья и раннего Возрождения. «II Libro dell' Arte» Ченнино Ченнини содержит описание всех стадий работы над средневековым алтарем. Он описывает тщательный выбор доски (тополь на юге, дуб на севере) и приготовление грунта. Однообразный грунт из гипса, вид белой штукатурки, смешанный с клеем, а иногда с яичным белком, наносился на доску в восемь слоев, первый слой самый плотный, последний - тоньше. Каждый слой тщательно выравнивался стеклом или металлом. По высохшему грунту наносился рисунок древесным углем или монохромной краской. Темперные краски наносились, как и грунт, слоями, небольшими мазочками. Смешанные краски почти не применялись, только для телесных тонов. Тени создавались не тональным моделированием, а увеличением интенсивности простого цвета за счет уплотнения смеси и нескольких слоев.
Недоверие к смешанным цветам основывалось не только на страхе перед их недолговечностью по сравнению с беспримесными пигментами, но и на почти религиозном почтении к их чистоте, возраставшем еще оттого, что они часто приготовлялись из измельченных полудрагоценных камней. Такие чистые пигменты представлялись единственно достойным материалом для живописи, в основном посвященной святым благочестивым темам; звено между практической и духовной жаждой вечности. Все же в рамках этих жестких ограничений художники этого времени умудрялись достигать весьма изощренных эффектов. Пышные парчовые облачения святых, например, воспроизводились с большой тщательностью. Сусальное золото накладывалось на красный фон, чтобы обогатить звучание драгоценного металла. При этом на грунте могли сделать рельеф (как в случае с нимбами), художник мог нанести один из своих великолепнейших цветов вокруг сияющего золота. В золоте могли вырезать очертания написанных ранее птиц и цветов, которые были закрыты листочком золота, птицы и цветы оттенялись дополнительными мазками. Поколения мастеров следовали определенной традиции, поддерживаемой высокими требованиями цехов и не исключавшей импульсивный индивидуализм или непроверенные методы.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость