Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа, 1529
|
|
Святой Иоан Баптист в отшельничестве 1542
|
|
|
Портрет Филиппа Второго в доспехах 1550-1551
|
|
|
|
Благовещение Мадонны. 1520
|
Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?
Забытая дискуссия
Было замечено, что есть два верных способа загубить картину: реставрировать ее или не реставрировать. Эта дилемма часто оправдана. Странно, но почти не возникает публичных дискуссий о реставрации живописи. Факт, что почти не слышно разногласий, должен был бы насторожить нас. Возникающие дискуссии непостоянны, нерешительны и очень мало дают информации.
В Англии беспокойство по поводу радикальной очистки картин периодически высказывалось со времен войны на страницах «Тайме». Но дискуссия по существу никогда не выходила за пределы «Берлингтон мэгэзин», мало затрагивая на общество в целом.
Главное противостояние было между сэром Эрнстом Гомбрихом, профессором, тогда директором Варбургского института, и профессионалами из Национальной галереи, во главе которых стоял переквалифицировавшийся в реставратора немецкий художник Хельмут Руэманн.
Им была предпринята спорная расчистка главных картин из коллекции Национальной галереи, вызвавшая обеспокоенность среди специалистов в Великобритании и за рубежом. Но об этом будет намного подробнее рассказано в одной из последующих глав.
Ближе к нам по времени полемика вокруг американской Национальной галереи в Вашингтоне. Ее причиной явилась грубая реставрация «Пейзажа с мельницей» Рембрандта, вызвавшая такую тревогу, что картина на год задержалась в отделе реставрации галереи, пока длилось официальное расследование.
Но в основном реставраторы не изменились, по крайнем мере, в Великобритании и Америке. Радикальные и сомнительные действия, осуществляемые в тишине стерильных музейных лабораторий, не подвержены критике. Под влияние этих методов теперь начинают подпадать даже избегавшие их до поры учреждения.
Под напором современных тенденций может однажды дрогнуть осторожная политика очистки картин в таких странах, как Франция, Голландия, Италия и Россия.
Почему же не произошло в этой сфере контрреволюции против крайностей научного метода? Ведь в других областях долго накапливавшиеся сомнения стали частью общего знака вопроса по поводу утверждения о бесспорности прогресса, - утверждения, правившего нами с девятнадцатого века.
Никто больше не верит, что удобрения или социальная инженерия хороши сами по себе, они способны принести как добро, так и зло. В нашем случае одно объяснение очевидно: реставрация кажется чем-то редкостным, почти не соприкасающимся с обыденной жизнью.
До сих пор общество не осознало, к примеру, что картины, которые мы видим сегодня, не такие, какими их создал художник, а результат ряда реставрационных вмешательств и естественных изменений. Отдельные случаи взрыва негодования против излишней расчистки картин имеют место только тогда, когда даже профану очевидно, что что-то не так.
Другая причина недостатка критики в этой области в секретности самих реставраторов, чьи методы и рецепты редко подпадают под испытующие взгляды. В наше время и пытливый эстет, и интеллигентный наблюдатель будут ослеплены или по меньшей мере поражены научностью и, сбитые ей с толку, отступятся с легким сердцем.
Есть и еще одно, более парадоксальное, объяснение того, почему реставрация картин пребывает в застое. Это относительная отсталость ее техники. Лишь сравнительно недавно наука пришла в эту область, и технология еще переживает первые бурные деньки, когда ошибки возможны более всего.
Новые методы изобретаются до сих пор, и беспокойное стремление их опробовать не надо списывать на недочеты реставраторов. Жестокость двадцатого века сказывается в отношении и к красочному слою и основе.
Непродуманная, луддистская реакция не станет правильным ответом на это. Ясно, что технология реставрации имеет огромное значение: мы далеко ушли от француза, заявившего в 1679 году, что лучшим способом очистки картин является «промывание их теплой мочой или путом».
Правильный ответ в ином: нам не нужно меньше науки, нам нужна наука лучше и самокритичнее, а также больше сдержанности и тонкости в ее использовании. И, кроме всего прочего, путь реставрации должен освещать доброжелательный и эрудированный взгляд, основанный на понимании художественной истории живописи.
Реставрация Тициана:
стр 1 »
стр 2 »
Введение:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 1:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
Глава 2:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
Глава 3:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
Глава 4:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 5:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
Заключение:
стр 1 »
|