Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Негативные примеры

Но непоправимые изменения и повреждения некоторых этих картин обусловлены, как представляется, реставрацией, которой они подвергались. Мы можем только строить предположения, какой вред причинила та или иная реставрация, и было бы непорядочно обвинять отдельных реставраторов, техников или музеи. К тому времени, когда мы увидели картины на выставке в честь столетия Милле в 1976 году, многие из них радикально изменились. Опять-таки, мы можем только предполагать, от чего они пострадали. Но, судя по их виду, они на каком-то из этапов впитали слишком много растворителя с примесями, результатом чего, вероятно, стало вспухание и размягчение слоев краски. Лак часто наносился и поверх мазков, и под ними, при помощи их художник создавал контрасты прозрачных и непрозрачных слоев. Реставраторы могли использовать ультрафиолетовый свет, удостоверившись, что не осталось ни следа лака. Так или иначе, во многих случаях при реставрации настойчиво удалялись все верхние слои вплоть до прочной основы. Трепещущие мазки светящегося цвета, предвестники импрессионизма, зачастую исчезли. Где теперь земля, которую Гюисманс назвал «живой и буйной»?
Многие картины на каком-то этапе стали еще более плоскими - возможно, во время дублировки, сопровождавшейся пропитыванием разогретым воском. Но, что бы ни произошло, краски утратили силу звучания и стали белесыми. Скромные, но героические крестьяне Милле больше не сражаются с непокорной почвой и не шагают хмуро по сельской местности с несколько первобытной угрюмостью, а растворяются в сером уничтожающем однообразии фона. Чем дальше продвигалась реставрация, тем более образы оказывались «вне фокуса». Там, где была земля, уже нет тысяч мазочков, которые воздействовали на все чувства: осязание, зрение и даже обоняние. В конечном итоге «современный» вид многие картины могли приобрести из-за покрытия их матовым синтетическим лаком. Богатство и сложность более ранней культуры были, таким образом, нейтрализованы узостью современного вкуса, картины гигиенично упакованы в пластик, словно они каталогизированные предметы, а не призванные доставлять наслаждение произведения искусства. Другие сравнения напрашиваются сами собой: точно так же, как продукты из супермаркетов утрачивают пикантный вкус, точно так гомогенизация притупляет исключительность великой живописи прошлого.

Золотая середина

В реставрации точно так же трудно найти аристотелевскую золотую середину, как и в других сферах жизни. Сильно различаются и техники, и национальные стили. Но есть несколько объективных критериев и основополагающих принципов: самоограничение, обратимость и осознание предвзятости наших собственных воззрений. Самоограничение должно проистекать из уважения. Ни один реставратор не может оставаться равнодушным к абсолютному мастерству великих живописцев тому, что мы не в состоянии воссоздать и зачастую постичь его. Сомнения должны быть другим поводом для осторожности. Школы реставрации продолжают спорить о беззащитных останках прошлого. Но между ними должно быть гораздо больше общего. Точно так же как художник согласует свои действия с замыслом, реставратор должен учитывать целое при расчистке деталей. Каждый художник знает о значении единства в живописи. Но и в реставрации тоже может настать момент, когда целостность внезапно исчезнет. И это не обязательно означает, что часть краски останется на скребке реставратора или что какие-то линии или формы исчезнут благодаря скальпелю или растворителю. Опасность надо понимать в более широком смысле: наступает момент, когда рвутся взаимосвязи, и различные элементы больше не составляют единое целое. Внезапное разрушение единства печально наблюдать, но его трудно проанализировать химическим путем. Картина не может быть воссоздана простым переписыванием. Подобное происходит и из-за неумелой или грубой тонировки, которая превращается в косметику, а то и в мошенническое манипулирование оригиналом. Подобное происходит, когда перекрашивается до этого не ремонтировавшееся помещение. Современные краски во много раз ярче и плотнее старых. Банкетный зал Иниго Джонса в Уайтхолле - наглядный пример непредвиденных последствий. Современная белая краска превращает плафоны Рубенса в темные квадраты, которые глаз едва может разобрать. Наоборот, помещение с двойной кубатурой в Уилтон-хаусе никогда не перекрашивалось, и мягкая, слегка просвечивающая белая краска стен не мешает висящим на них картинам Ван Дейка. Другой пример - длинная библиотека Роберта Адама в Сион-хаусе. Здесь кожа, текстиль, живопись и дерево одного времени, а выразительность интерьера отнюдь не утрачена. Едва войдя, вы сразу проникаетесь красотой их единства. Изменив один элемент в этом интерьере, вы измените всё.
Самоограничение прежде всего означает возможность обратимости. Теоретически это одна из немногих известных всем профессиональных догм. И все же она больше учитывается при дублировке, переводе картины на другую основу или тонировке, чем при расчистке. Разумеется, очень важно, чтобы клей, используемый для прикрепления нового холста к картине, легко удалялся и не причинял вреда живописи. Очевидно, что утраченный глаз на портрете должен дописываться между слоями лака, чтобы не происходило физического и эстетического смешивания с оригиналом и чтобы позднее его можно было легко удалить. Но от этого будет мало пользы, если картина безжалостно ободрана, ее структура разрушена или счищены сохранившиеся свидетельства художественного гения. В практическом смысле это попросту означает, что надо знать, когда остановиться. Реставратор должен также остерегаться предпринимать поспешные шаги там, где невозможно сочетание одного с другим. Уравновешенность и согласованность очень важны в этой таинственной области, где прикосновение к одной части картины может сильно повлиять на другую, нетронутую, часть.
Требование исторической достоверности - вот то, что объединяет все эти технические проблемы и определяет контекст, в котором должен работать реставратор. И это не просто слова. Разрыв между устремлениями и идеалами художника эпохи Возрождения и ресторатора двадцатого века непреодолим. И, разумеется, не должно быть сомнений, что важнее. Иллюзорное восприятие современности как чего-то вневременного усиливается провозглашением нейтральности науки.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

•  Служба размещения персонала. Вся информация здесь: http://общежития-недорого.рф/.

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость