Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Коронование Иисуса
Коронование
Иисуса терновым
венцом, 1572-1576


   
Святой Иероним
Святой Иероним
1570-1575


   
   
Мученичество Святого Лоуренса
Мученичество
Святого Лоуренса
1567

   

   
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины в
красной шапке, 1516


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава третья

Коллекционеры

Живопись, которая сохраняется после всего вышеописанного, порой становится жертвой злоупотреблений коллекционеров: «Quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini» («Чего не сделали варвары, сделали Барберини»). Барберини - богатая итальянская семья семнадцатого века, нанимавшая художников для подновления античных произведений, добавления недостающих частей и новых деталей, а также использования их, например, античных статуй и колонн, в новых дворцах. Коллекционеры восемнадцатого века часто выказывали такое же непочтение к старой живописи, используя ее в качестве декора, подрезая или увеличивая картины, чтобы они соответствовали излюбленным интерьерам собирателей. Например, мы знаем на основании гравюр, что «Воскрешение Лазаря» Тинторетто было подрезано, когда подгонялось под новую раму. Людовик XIV поручил Куапелю увеличить размеры картин маньеристов из королевской коллекции, «впустить в них немного воздуха», чтобы предметы в интерьерах не выглядели такими огромными. Художественные достоинства «Святого Иоанна» Рафаэля уменьшил написанный в середине герб Людовика XIV. Неподходящие рамы также портят картины. Коллекция картин в великолепном дворце в Дрездене, от нидерландских примитивов до огромных барочных алтарей, была заключена в одинаковые рокальные рамы - с печальным результатом. В начале нашего века коллекционеры и торговцы стали заменять простые белые рамы на картинах импрессионистов на резные позолоченные рамы восемнадцатого века.

Ханжество

Ханжество сыграло большую роль в порче и уничтожении картин даже теми, кто их собирал. Не стоит удивляться, что не сохранилась «Леда и лебедь» Микеланджело: благодаря гравюрам мы знаем, что она была необыкновенно эротична. Эта картина, как полагают, попала в Фонтенбло и там была уничтожена одним из министров Людовика XIII. «Страшный суд» в Сикстинской капелле был спасен в последний момент благодаря мольбам Академии Святого Луки, объединения (лучше сказать, братства) художников того времени. Даниэлю де Вольтерре, ученику Микеланджело, было поручено прикрыть наготу фигур, а не уничтожить их.
Спустя сто лет после большого костра Савонаролы 1492 года флорентийский скульптор Амманати написал исповедь, сожалея о чрезмерной наготе в своих ранних работах. Епископство Трент издало эдикты, требующие благопристойности в картинах на религиозные сюжеты, а инквизиция угрожала отлучением от церкви художникам, изображающим чувственные сцены. То же, что побудило Ван Гога отрезать себе ухо после услышанных им разговоров с проститутками, подтолкнуло старого Мазарини уничтожить все произведения из своей огромной коллекции, задевавшие его чувство благопристойности. Замечательной Орлеанской коллекции угрожало то же самое в восемнадцатом веке, и такие полотна, как «Ио и Юпитер» Корреджо, были спасены только благодаря тому, что королевский художник Куапель встал перед герцогом на колени и умолил его пощадить их. Взамен герцог потребовал, чтобы художник закрыл непристойные места драпировками. По иронии судьбы, написанные Куапелем драпировки сегодня выглядят очень сладострастно, так как со временем живописный слой приобрел прозрачность, и теперь плоть просвечивает сквозь него.

Политика, революция и религия

Суфражистка, исполосовавшая в 1914 году «Венеру перед зеркалом» Веласкеза, исходила не из соображений стыдливости, а из идей феминизма. Придется предположить, что она сочла излишне дерзким отстраненное и независимое разглядывание Веласкесом спины Венеры. Некоторые картины стали случайными жертвами политики: совершенно безобидная «Девушка с гитарой» Вермеера из Кенвуда была украдена сторонником ИРА. И это произошло с одной из немногих прекрасно сохранившихся картин семнадцатого века: сохранились даже деревянные гвозди, вбитые самим художником при натяжке холста, картина никогда не дублировалась. Удивительно, но картина вернулась практически неповрежденной. Кроме воров, неизбежно наносящих картине вред, даже если потом ее удается вернуть, шедевры привлекают и вандалов - просто в силу своей известности. «Мона Лиза» была украдена в начале нашего века и возвращена, но затем повреждена камнем, брошенным в нее в 1956 году. «Анжелюс» Милле, полвека бывший объектом поклонения зрителей, был изрезан музейным охранником. «Пьета» Микеланджело в соборе Святого Петра также подверглась нападению сумасшедшего, а недавнее иссечение рембрандтовского «Ночного дозора» из Рийксмузеума в Амстердаме - еще один драматичный пример.
Во времена Парижской коммуны один из самых символичных актов был осуществлен художником Курбе, принимавшим деятельное участие в сносе Вандомской колонны Наполеона. Но жестокость по отношению к произведениям искусства - отнюдь не специфически европейская черта. Во время культурной революции в Китае революционный вандализм «красных стражей» часто проявлялся в отношении наиболее доступного национального наследия; резьба и росписи на нижних ярусах храмов и пагод были изуродованы или разбиты вдребезги. Гонения на художников было всеобщим и даже посмертным: надгробие на могиле Ци Байши, самого знаменитого китайского живописца двадцатого века, было опрокинуто «красными стражами». Библейский запрет на изображения угрожал церкви с первых дней ее существования и наиболее ярко проявился в иконоборческом движении восьмого века. Полный запрет на изображения до сих пор сохраняется не только в исламе, но и во многих ответвлениях протестантизма. Хотя в другие эпохи никто так эффективно не использовал, силу зрительных образов - силу, подтверждением которой являлись сами запреты, - как христианская церковь. Великолепные росписи на потолках и сводах, чувственная скульптура, пышная архитектура мощных барочных церквей ордена иезуитов были рассчитаны на то, чтобы полностью завладевать душами прихожан. Проблема заключалась в соблюдении религиозных границ и недопущении мирского. В конце шестнадцатого века Веронезе был подвергнут допросу инквизиции за то, что он изобразил «шутов, пьяниц, германцев, карликов и прочие пошлости» на огромной картине «Брак в Кане Галилейской». Полвека спустя Караваджо был осужден за изображение Святого Матфея в виде крестьянина с грязными ногами.



Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость