Святая Мария Магдалина, 1532
|
|
Святой Иоан Баптист в отшельничестве 1542
|
|
|
Портрет Филиппа Второго в доспехах 1550-1551
|
|
|
|
Благовещение Мадонны. 1520
|
Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?
Предисловие
Некоторые, возможно, помнят споры о реставрации картин Тициана из собрания Национальной галереи, которые закончились, как и все предыдущие, поражением критиков этой галереи - поражением в том смысле, что попечители проигнорировали призывы, несшиеся к ним со всех сторон, и все-таки решили отправить «Вакха и Ариадну» Тициана в лабораторию, чтобы подвергнуть ее тому виду реставрации, который некоторым из нас казался ошибочным.
Никто не в состоянии сказать после стольких лет, насколько наши страхи оправдались, и было ли утрачено неопределимое je-ne-sais-quoia) в изображении бога, выпрыгивающего из колесницы и преследующего Ариадну.
Поскольку такие вещи находятся, конечно же, вне пределов научно доказуемого, я не мог выступить в прессе и поведать, сколько реставраторов высказывали свое согласие с моими доводами, но не желали, чтобы их цитировали в печати.
Я был тем более счастлив, встретив в авторе этой книги высоко профессионального практикующего реставратора, который убежден, что настало время во весь голос заявить об опасностях так называемых «расчисток» картин, поскольку миссис Уолден хорошо знает то, о чем говорит, для меня как для историка искусства было бы излишним взывать «слушайте, слушайте»; ее доводы прекрасно подкрепляют мои собственные убеждения. Вместо этого я лучше подниму вопрос о том, почему здравомыслящие люди должны бороться против столь превосходящих сил.
Может быть, здесь будут уместны некоторые наблюдения, касающиеся психологии восприятия картины, рискну повторить те же предположения, которые я выдвинул в конце книги «Искусство и иллюзия», они связаны с тенденцией разума, названной великим психологом Ф.К.Бартлеттом «усилием по осмыслению» - с стремлением человека найти смысл в воспринимаемом и скорее сделать некий вывод, таким образом отказавшись от дальнейших поисков значения. Я предположил, что существует скрытое следствие этой тенденции – несомненное нежелание принять то, что я назвал «двусмысленностью» и что можно также назвать «нерешенностью».
Я указывал, что узнал об этом от моего друга, одного пионеров рентгеновской фотографии, покойного Готфрида Шпиглера, которому довелось заниматься исследованием картин в Венском музее Истории искусств под руководством Йоханнеса Вилде. Шпиглеру пришлось преодолеть предубеждение в оценке рентгеновских негативов. Он отметил, что «хорошими» считаются четкие, ясные и достаточно определенные снимки, в то время как эти качества часто скорее препятствуют, чем помогают, правильному диагнозу, особенно там, где запятнанность и необратимые изменения – показатели существующих болезней.
Он даже разработал метод, названный им «анти-дур», чтобы смягчить контрастность негативов, которые в противном случае маскируют наиважнейшие изменения.
Может быть, это психологическое наблюдение из области, полностью независимой от эстетических пристрастий, исторических предубеждений или тщеславного выставления напоказ, подкрепит доводы, которые читатель найдет в этой книге. Миссис Полден – последняя, кто стал бы отрицать, что пыльные, грязные или непрозрачные лаки не должны быть удалены в интересах консервации, и, конечно, она часто принимала участие в таких спасительных операциях.
Но как раз во время этих деликатных процедур добросовестный реставратор должен остеречь себя против нетерпимости к двусмысленности, приведшей видного практика к отрицанию – вопреки очевидности, - что умышленная расплывчатость очертаний имела место в произведениях художников Возрождения. Изложение дальнейших доказательств, опубликованное мной в «Британском эстетическом журнале» (том 2, №2, апрель 1962) под названием «Расплывчатые изображения и нелакированная правда», не достигло глухих ушей, или, скорее, замкнутых умов.
Будем надеяться, что к сегодняшнему дню общественное мнение достаточно изменилось, так что обоснованные призывы автора к осторожности по крайней мере будут восприняты с сочувствием. При консервации картин научные и исторические познания, искусность рук и чувствительность глаза должны сочетаться с редчайшей из всех добродетелей - скромностью. Термин «реставрация», в общем, не подходит. Мы никогда не сможем повернуть вспять колесо времени. Таким образом, мы просто не должны потакать желаниям спешащих туристов, которые хотят постигнуть сущность каждого произведения искусства на ходу.
В стремлении поднять завесу, скрывающую сложные намеки, воплощенные в шедеврах прошлого, мы не должны больше потворствовать непоправимым утратам нашего истощающегося художественного наследия.
Реставрация Тициана:
стр 1 »
стр 2 »
Введение:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 1:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
Глава 2:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
Глава 3:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
Глава 4:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 5:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
Заключение:
стр 1 »
|