Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Оборот картины

По иронии, важнейшие достижения в области реставрации связаны больше с оборотом картины, чем с лицевой стороной, т.к. оборот более податлив для технических экспериментов. Действительно, изобретательность, опыт и знания, приложенные к обороту, часто порождают маленькие технологические шедевры - за исключением тех случаев, когда разрешение проблем, связанных с оборотом, происходит за счет живописи.
Теоретически, конечно, сохранение основы (холста, доски, бумаги или стены) должно быть нацелено на консервацию изображения. Хорошо сохранившийся кусок холста или дерева имеет небольшую ценность. К счастью, благодаря усовершенствованиям последних десятилетий можно добиться этого, почти не затрагивая живописную поверхность. Раньше хрупкий или поврежденный холст прикреплялся к другому холсту, который наклеивался на него и проглаживался утюгом. Опасностей было много. Самые очевидные - расплющивание утюгом пастозной живописи, пузырение или частичное плавление тех участков красочного слоя, где неправильно была подобрана температура. Немногие картины остались полностью неповрежденными. В дальнейшем угроза возрастала по мере того, как клей становился хрупким, и возникала необходимость последующей дублировки. Периодически на протяжении веков клей соскребался, и дублировка осуществлялась заново. Неаккуратное удаление клея могло разрушить лицевую сторону. Разрушения живописной поверхности при дублировке из-за прогрева и вертикального давления теперь можно избежать благодаря холодной катализаторной склейке, осуществляемой без нагрева под вакуумным давлением внутри мягкой, эластичной пластиковой оболочки, повторяющей неровную поверхность пастозной живописи, подобно плотному облегающему формы облачению. Такой метод - одно из самых больших достижений современной реставрации, позволяет предохранить изящнейшее, хрупкое пастозное письмо венецианского Высокого Возрождения или «завитки» современных художников действия, порой толщиной в полдюйма.

Дублировка может состоять просто в добавлении нового холста для укрепления более слабого; но она может быть использована и для укрепления живописи благодаря пропитыванию всех слоев клеем, примененным для укрепления новой основы и впитываемом картиной подобно тому, как масло впитывается в поджаренный сэндвич. Существует много разнообразных клеящих веществ для различных целей. Традиционно картины дублировались с помощью клея на животной основе: клей из кроличьей кожи или редкий, но особенно эффективный, осетровый клей. (Единственная страна, где его используют, - это Россия, здесь с ним обращаются с таким же почтением, как с икрой. Его экспорт был запрещен царями, и до сих пор его трудно раздобыть, хотя его химический эквивалент желатин - это альтернатива.) Квалифицированный реставратор, учитывая силу клеящего вещества и состояние живописи, чувствительными ловкими руками при помощи различных традиционных клеев может не только осуществить дублировку, но и хорошо укрепить отслаивающуюся краску при минимальном искажении тона. Многие новые клеи, изготовленные из ценных промышленных отходов других областей, имеют свои собственные качества и преимущества, но еще не прошли необходимой экспертизы, результаты которой основаны на долгом опыте. Как бы то ни было, многие новые техники и материалы постепенно проверяются на практике и могут представлять величайшую ценность, особенно при реставрации современной живописи.
Воск для дублировки стали использовать намного позже, только последние полвека. Это очень устойчивое вещество. Смешанный со смолой и применяемый при нагревании, он проходит насквозь, укрепляя все слои хрупкой или ломкой картины. Искусное использование восковой дублировки и пропитки - прекрасное средство для укрепления сильно пересохшей или расслаивающейся живописи. В этих обстоятельствах воск может быть хорошей альтернативой сильным клеям при накладывании дублировочного холста. Он может быть также, разумеется, и воспрепятствовать влаге. Его использование для изъеденной червями или расслоившейся доски порой гораздо уместнее, чем для холста, из-за его соответствия плотности дерева. Но, какой бы ни была реставрация, одно несомненно: все, сделанное с оборотом, в конечном счете отразится на лицевой стороне. Избыток воска может привести к серьезным проблемам. Главный его недостаток - его нельзя удалить. Воск - это вещество, обычно не присутствующее в живописи, и он может убить колорит, пропитав поры картины. В темных работах с коричневыми грунтами воск может заглушить оставшиеся видимыми полутона: тонкие переходы от глаза к щеке в караваджистской живописи легко могут быть смазаны. А использование воска для светлых работ, темперы или других материалов, и особенно эскизных работ конца девятнадцатого - двадцатого веков, в которых проглядывает холст, безвозвратно разрушило бы колорит и фактуру. Как уже отмечалось, особенно сильно пострадали кубисты.

Доски в основном имеют больше шансов сохраниться, чем холст. Их большая крепость гарантирует им более долгую жизнь, если - конечно и прежде всего - дерево правильно выбрано и распилено. Еще дерево становится особо уязвимым и изменяется из-за атмосферных условий, коробится и расщепляется, краска при этом смещается. На протяжении столетий делались попытки противодействовать природным силам, иногда доски делали тоньше, рассчитывая ослабить коробление. Впоследствии доски выпрямляли при помощи шпонок, хотя они были эффективны только тогда, когда естественное направление волокон соответствовало оказываемому давлению, но если климат не менялся, они были не нужны по определению. Шпонки, как и многие другие реставрационные изобретения, часто причиняли больше вреда, чем пользы. Если распил дерева задавал другое направление, рама становилась корсетом, который становился причиной нового искривления доски и живописи, возникали новые трещины. Как и в других областях, самая распространенная угроза при реставрации доски - это обратная реакция. Нет никакой необходимости сооружать изощренные приспособления на обороте доски из-за слабого или даже явно выраженного коробления. Все зависит от здравого подхода к сохранению доски, что лучше всего достигается постоянной температурой и контролем за влажностью. Нет предела экспериментам - порой сомнительном с этической точки зрения - в этой сфере. Картина изменится, если вы перенесете ее с деревянной основы на пластмассу или другой материал, полностью изменив, таким образом, первоначальный объект. Картина на доске может выгнуться от времени, но коробление может быть устойчивым и нераздражающим взгляд. Простая возможность реставрационного вмешательства не должна повышать вероятность такого вмешательства. Старые доски, как и старые люди, порой сгибаются от времени. Только формалист сочтет это неприглядным или неприемлемым.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

•  Заходите на www.water-club.ru чтобы купить лодочные моторы сузуки дф 9.9 бс с доставкой.

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость