Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Динарий кесаря

Динарий кесаря
1516


   
Мадонна во славе

Мадонна во славе,
с младенцем Иисусом,
Святым Франциском
и Альвесом, 1520


   
   
Коронование Христа
Коронование Христа
терновым венцом
1542

   

   
Юдифь с головой Олофрена
Юдифь с головой
Олофрена, 1515


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава первая

Лаки

История и применение лаков весьма спорны. Цель покрытия лаком - не только придать глянцевый блеск законченной работе, но сделать цвета глубокими и сочными, служа в то же время защитой от грязи и сырости. Лаки использовал еще Апеллес, древнегреческий художник, о чем нам известно, хотя его работы не сохранились. О них пишет Плиний, который перечисляет сложные оптические эффекты Апеллеса, что является ранним указанием на путаницу во всей этой области.
Лаки делались из растопленных смол и масел. Было два вида смол; мягкие, такие, как мастика или даммара, и твердые - амбра или копал. Все были в той или иной степени подцвечены - важный факт и для художника, и для реставратора - и имели склонность со временем желтеть. Амбра, особенно любимая в Средние века, придавала картине золотое свечение. Сандарак, смола подешевле, придавал живописи темный красно-коричневый оттенок. Обе эти смолы нужно было подогреть и втирать вручную; остатки этих смол до сих пор можно увидеть в углах некоторых византийских живописных произведений. В дальнейшем приобрели популярность мягкие смолы, которые легче было наносить. Как и в случае с масляной живописью, прежде всего нужно было добиться скорейшего высыхания лака. В качестве катализатора в лак добавляли небольшое количество свинца, оранжевые или желтые свинцовые окиси или даже обызвествленные кости. Страсбургский рецепт четырнадцатого века рекомендует подогреть лак с маслом и красным свинцом, чтобы достичь быстрого высыхания смеси. Но от этого цвет менялся. Досаждающий вопрос о подцвеченном лаке, его густоте и окраске был вечным источником споров художников и реставраторов. Сегодня он так же современен, как и всегда. Нам необходимо знать, какими художники видели свои картины, даже если теперь мы не в силах восстановить оригинал. Споры велись по поводу влияния античных живописцев, прежде всего самого известного из них Апеллеса, на художников эпохи Возрождения. Даже в то время его работы были известны только по описаниям Плиния и других античных авторов, но считалось, что он употреблял темный лак. Художники Возрождения уделяли пристальное внимание античным источникам. Если они трактовали слова Плиния по поводу техники Апеллеса так, что, вероятно, он использовал «подцвеченный», а не «насыщенный» (обогащенный) лак, то они начинали осторожно подцвечивать лаки, употребляемые для завершенных работ. Понятно, как это влияет на современные непрерывные споры о том, можно ли удалять старые лаки.

К концу пятнадцатого века усиливался интерес к лессировкам на заключительном этапе работы, и возрастало стремление усовершенствовать лак. Зачастую художники стремились добиться прозрачного сверкания красок, как и большей глубины. Вариации тональности и фактуры играли, несомненно, решающую роль в стиле художника. Новые растворы позволяли художникам достигать большей эластичности, точно так же, как и масляные краски. У каждого художника был собственный рецепт, но, поскольку лак на их работах давно разрушился или был удален, у нас нет точных представлений о том, как каждая работа выглядела в свое время. Что мы знаем, что такие художники, как Дюрер, Леонардо или Тициан, заканчивали свои работы с необыкновенной энергией, усердием и тщательностью. В 1509 году Альбрехт Дюрер писал заказчику Якобу Геллеру: «И если я через год, или два, или три приеду к Вам, надо будет снять картину, чтобы проверить, вполне ли она просохла. Тогда я покрою ее снова особым лаком, какого теперь никто больше не умеет делать, тогда она простоит еще лет на сто дольше. Но не давайте никому другому покрывать ее лаком, ибо все прочие лаки желтые и Вам испортят картину. Мне самому было бы жалко, если бы была испорчена вещь, над которой я работал более года». Тициан проделал обратный путь из Венеции в Феррару, чтобы подправить лак на его знаменитой картине «Вакх и Ариадна» (по иронии судьбы, «Вакх и Ариадна», одна из картин Лондонской Национальной галереи, пострадала, как кажется автору, от чересчур энергичной реставрации конца шестидесятых годов, теперь она покрыта синтетической смолой). Папа Лев X, заказавший картину Леонардо, однажды обнаружил, что художник слишком увлечен экспериментами с лаками, вместо того чтобы продвигать работу вперед. «Увы, этот человек ничего не делает, думая о конце еще до начала работы», - заметил разочарованный папа.
Мы никогда не увидим многих картин такими, какими они вышли из мастерской, и можем только пытаться мысленно реконструировать их по описаниям, оставленным современниками. Но урок для реставратора опять-таки очевиден. Лаки никогда не были просто-напросто защитным покрытием, они обогащали картину, являлись ее органической частью. Некоторые художники имели привычку наносить последние мазки под лаком или поверх него, осложняя тем самым задачу реставратора. В девятнадцатом веке было испробовано много новых лаков, хотя большинство было отвергнуто после того как выяснилось, что они опасны для живописи. Импрессионисты отказались не только от традиционных лессировок, но и от лака тоже. Они полагались на цвет и свет сами по себе, что казалось и более выигрышным. В наши дни синтетические смолы применяются почти для всего, и для старых и для новых картин. Как со многими другими современными изобретениями, утверждение, что они являются оптимальным вариантом, весьма спорно. Их использование для работ старых мастеров скорее похоже на сочетание великолепного мяса не утонченным кларетом, а с кока-колой. Дискуссии о лаках тесно переплетаются с другими основными элементами живописи: нестойкими пигментами или нежными лессировками. Чем больше погружаешься в историю живописи, тем более спорными кажутся некоторые современные взгляды. Необходимо отметить, что в такой запутанной области мудро проявлять осторожность.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость