Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Портрет Федерико Гонзага
Портрет Федерико
Гонзага, герцога
Мантуа, 1529


   
Святой Иоан
Святой Иоан Баптист
в отшельничестве
1542
   
   
Портрет Филиппа Второго
Портрет Филиппа
Второго в доспехах
1550-1551

   

   
Благовещение Мадонны
Благовещение
Мадонны.
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Антиквариатизм или научность?

Каковы же практические выводы для реставратора последней четверти двадцатого века? Мы никогда не сможем полностью отрешиться от нашей среды обитания и слишком стремиться к этому не нужно. В конце концов, мы должны быть самими собой и пользоваться собственным разумом, а не использовать неосмотрительно доступные нам инструменты. Пожалуй, первое и главное правило - избегать крайностей, как застенчивого эстетизма, так и романтизации науки с ее непрекращающейся драмой новых «открытий».
Сентиментальный антиквариатизм ответом не является. Здесь, как и в другой сфере, нельзя прийти сознательно избегать современных методов. На самом деле, максимум знаний - исторических и научных - нам необходим. Мы вместе с Хогартом можем посмеяться над знатоками, для которых картина в радость только тогда, когда она основательно «окурена» временем. Грязь и расплывчатые очертания никому не по душе. Но, опять-таки, важно избегать крайностей. Рейнольде был прав, когда провозгласил, что старую картину возможно рассмотреть и сквозь затемняющее ее облако. Эта способность нам будет нужна, если мы не будем стремиться к удалению каждого кусочка старого лака. Она атрофируется, если нам будут преподносить только обновленные, яркие полотна, не оставляющие места для догадки и воображения, когда они ничего от нас не требуют и почти ничего не дают взамен. Все крайности плохи, но некоторые хуже других. Решающий аргумент против радикальной очистки картин в том, что она полностью исключает другие варианты для будущего. Несравненная завершенность работ старых мастеров - сложный сплав искусства и времени - однажды утраченная, утрачивается навсегда.

Для реставратора ответственность за окончательный результат должна возводиться в квадрат. Следует избегать категоричных и доктринерских теорий. Привычки отобранных и обученных в институтах профессионалов противоположны индивидуальности оригинального творения. Что здесь необходимо, так это уравновешенный и сдержанный подход, максимум исторической осведомленности, истинная скромность, уважение к характеру каждой картины. В медицине со времен Мольера стало общим местом, что лекарство может быть опаснее болезни. И сейчас мы видим, что необходимо брать в расчет состояние человека в целом и избегать несбалансированного лечения отдельного заболевания. Мы поняли также, что в некоторых случаях медицине лучше не вмешиваться, чтобы не возникло необратимых побочных эффектов. Эти же истины пригодны и для искусства: реставратор должен долго и серьезно размышлять, прежде чем прикоснуться к картине, и никогда не исключать возможности оставить ее в покое. Идеал, легко формулируемый, но трудно достижимый: после или во время реставрации проще не думать о состоянии картины, привлекающей пристальное зрительское внимание. Но есть, в конце концов, и финансовые причины для благоразумия. Скорее всего, лет через десять, или чуть больше, произойдет резкая смена методов реставрации, и цены на картины отреагируют соответственно. Цены на рынке искусств весьма и весьма непостоянны. Аукционы стараются соединить коммерцию и неповторимый художественный миг, вершину самовоплощения человеческого духа. Не только сомнительно с этической точки зрения, но и просто финансово невыгодно полностью обновлять или кардинально очищать произведения старых мастеров. Какова будет рыночная стоимость бронзы эпохи (Шан), отполированной до блеска на токарном станке? Кого заинтересует псалтырь двенадцатого века, на полях которого предыдущий владелец оставил каракули, чтобы сделать старинное, сверхтщательное и многоцветное письмо доступным пониманию современного читателя? Осознание того, что сделано с живописью, резко поднимет ценность нетронутых работ против продуктов подделки лабораторий, покупатели все больше и больше будут отличать настоящий возраст от искусственного омоложения.
Одна из причин, по которым этого до сих пор не произошло, в том, что на рынок сильно влияют финансируемые государством музеи и художественные галереи. Некоторые из музейных директоров более щепетильны, и все они должны теоретически считаться со своими попечителями или с государством. Но они могут быть лишены защитного инстинкта более проницательного частного владельца. И у них меньше побуждений поддерживать рыночную стоимость картины. Однажды купленная, картина почти наверняка никогда больше не будет перепродана. Она становится просто государственной собственностью и, следовательно, с ней можно экспериментировать без ограничений, обусловленных финансовой заинтересованностью.

Интересно отметить тенденцию рынка. «Уоллстрит джорнэл» сообщил несколько лет назад, что американская примитивная живопись продается лучше, если оставлена в нереставрированном виде, так как любая чистка подчеркивает ее простоту. Достойно иронии, что хорошая живопись подвергается вмешательству с самыми честными намерениями, в то время как плохая остается нетронутой. Запасы старой живописи ограничены. Сегодня мы реставрируем так много и так радикально, что существует опасность загубить всё, что многие благоразумные и чувствительные коллекционеры и мастера умудрились сохранить на протяжении столетий, или то, что досталось нам благодаря случаю. Нашим эгоистичным рвением и высокомерным отношением к прошлому мы можем лишить наших детей радости собственного прочтения. Одно несомненно: завтра все будет не так, как сегодня. Наши дети, в отличие от нас, не будут жить под тенью девятнадцатого века, тень на их жизнь будут отбрасывать наши собственные излишества. Достаточно оглянуться на два-три десятка лет назад. Уже нам кажется старомодным бездумный распахнутый характер шестидесятых годов, а его идеалы - такими же ничтожными и искусственными, как идеалы викторианских сумерек. В реставрации, как и во многих других областях, понимание этих простых взаимоотношений есть начало мудрости.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость