Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Реставратор за работой

Однажды приняв решение приняться за реставрацию, мастер должен обратиться к своим инструментам. Очень важны растворители. Сегодня, когда сильно возросло количество разнообразных доступных средств, сам выбор должен быть осторожным и обдуманным. Растворители различаются от относительно безвредных жидкостей, таких, как чистый спирт, на одном конце шкалы, до гораздо более жестких и едких веществ, таких, как ацетон и аммиак. Как и в других областях, существует сильное искушение употребить много растворителя для быстрого достижения эффекта. Последствия неправильного использования могут быть всеобъемлющими, если это проявится не сразу, то с течением времени. Растворители действуют, грубо, проникая в слои, где они не нужны, и, отделяя краску от связующего, делают ее хрупкой, съежившейся и пересохшей. Быстро испаряющиеся химикалии, например ацетон, приводят к побелению, обычно указывающему на высыхание красочной пленки. Но любой растворитель, даже самый мягкий, может после многократного использования испортить картину. Устойчивость картины к химическому воздействию не безгранична и зависит от того, сколько она может поглощать, точно так же ограничено количество медикаментов, предлагаемых больному.
Перед тем как вновь коснуться картины, реставратор иногда должен оставить ее, так сказать, для выздоровления на длительный срок, пока высохнет растворитель. Потемневшая и сморщенная картина, подвергшаяся интенсивному воздействию химикалий, может быть замаскирована обманчивым блеском нового лака. Это обманчиво простое контрсредство, хоть и дающее быстрый эффект и возвращающее прежний вид побелевшей поверхности, но причиненный вред нельзя компенсировать. Физическое состояние картины будет неизбежно изменено при перестройке ее молекулярной структуры. Никакое легкое лаковое покрытие не скроет от проницательного глаза утрату более органичного единства оригинала. До того как реставратор первый раз коснется картины, он должен сделать определенное количество проб: определить, какие растворители уместны для данного лака и периода живописи и как их наносить, тампоном или кистью. Он может выбрать растворитель, который быстро удалит старый лак - если допустить, что он захочет его удалить, - за его эффективность или быстрое испарение. В противном случае он может использовать не очень сильный растворитель, например спирт, или добавить разжижитель, если ему хочется частично или полностью сохранить старый лак, регенерировав его - обновить, сформировав из кристаллизовавшихся частиц новую прозрачную пленку. Уже на данном этапе у реставратора есть выбор: сохранить старый лак; сделать его тоньше, оставив только нежную пленку; удалить его полностью; очистить некоторые места больше других. Пробы для оценки возможных результатов на разных этапах расчистки очень важны. Для этого в лаке делают небольшие окошечки, чтобы реставратор получил первое представление о прошлом и будущем виде картины.
Какие бы химикаты или смеси ни использовались, следует помнить, что разные части картины будут по-разному реагировать на них. В некоторых местах иногда необходимо применить более сильные растворители для удаления записей; в других - реставратор может оставить старый лак потому, что он неотделим от красочного слоя, его опасно трогать или от него зависит целостность картины. Он может решить, что картина слишком повреждена для основательной реставрации или что, хотя более ранние записи следует оставить, более поздние должны быть удалены. Опасная доктрина «теста на нижний предел безопасности», принятая Национальной галереей в Лондоне и некоторыми американскими музеями, - это попытка привнесения объективной технологии в субъективную проблему расчистки. Небольшой участок испытывается довольно сильными растворителями - лак удаляется до тех пор, пока следов лака и краски не будет на щетке. Растворитель подбирается таким образом, чтобы он был безопасен для всей поверхности картины. В данном случае игнорируется взаимосвязь между лаком и живописью, в разных частях картины. Та же одержимость гигиенической однородностью слишком часто видна в использовании (точнее злоупотреблении) ультрафиолетовых ламп, дабы убедиться в полном удалении лака, - другой пример опасного сверхдоверия технике. В расчет не принимается тот факт, что многие художники во все времена писали лессировками поверх лака. Человек, знавший Клода Лоррена, сообщал в 1668 году, что «он уже нанес лак и поправляет синий и совершенствует последние мазки». Делакруа записал в дневнике 7 февраля 1849 года:
«Работая над картиной «Алжирские женщины», я обнаружил, как хорошо - даже необходимо - писать поверх лака. Единственное, что нужно - это найти средства от разрушения того лака, что внизу, когда верхнее лаковое покрытие удаляется в позднейшее время...»
Реставратор легко может удалить оригинальную работу живописца в своем стремлении добиться чистоты и единообразия - двух приоритетов двадцатого века. Но все это отнюдь не значит, что наука, при правильном применении, не может принести большой пользы. Допустимо использовать ультрафиолетовый свет, но для того, чтобы удостовериться, что реставратор не дошел до нижнего слоя лака, особенно если известно, что художник работал поверх него и что некоторые следы авторской работы могли сохраниться. Использование механических средств не может быть поводом для отказа от необходимых знаний, и обнажение картин слишком часто - лишь уход от трудного решения.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость