Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Портрет Федерико Гонзага
Портрет Федерико
Гонзага, герцога
Мантуа, 1529


   
Святой Иоан
Святой Иоан Баптист
в отшельничестве
1542
   
   
Портрет Филиппа Второго
Портрет Филиппа
Второго в доспехах
1550-1551

   

   
Благовещение Мадонны
Благовещение
Мадонны.
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Музейная жизнь: священнодействие или святотатство?

Другая иллюзия, от которой страдает современное общество, это убежденность в том, что научная музейная культура и новое понимание консервации великого искусства прошлого, объединяясь, сохраняют его в безопасных святилищах светлых кондиционированных галерей. Разумеется, это кажется несомненным достижением нашего века. Подавляющее большинство произведений искусства теперь в руках общества. Естественно предположить, что государство будет заботиться об их здоровье и что нейтральная, разумная и внимательная наука будет к их услугам до конца их дней. В наш век «велфаризма» а мы воображаем, что эти работы будут в большей безопасности там, где они защищены от прихотей частных владельцев и облагодетельствованы постоянным наблюдением: как престарелому родственнику, переданному в надежный приют, им будет там «намного лучше».
Но по меньшей мере спорно, что крайности и упущения частных владельцев можно сравнить с разрушительной силой безличных комитетов и государственных институтов. Частный коллекционер нередко со всей страстью охраняет свои приобретения или наследство: а если говорить о живописи, упущение зачастую может оказаться благом. И все-таки считается, что музеи и галереи хороши сами по себе. Это честные, научные, демократичные учреждения: может ли быть лучшее место для памятников прошлого? Но музеи не существуют в безвременном вакууме, не изолированы от культурных предпочтений и предрассудков общества, управляющего ими, покровительствующего им и их финансирующего. Мнение, что картина после многовековых скитаний обретает, наконец, безопасную гавань, которой является публичная галерея искусств, по меньшей мере сомнительно.

Галерея весьма вероятно расположена в центре многолюдной загрязненной столицы. Чтобы попасть туда, картина должна быть перемещена из обстановки, где она, может быть, провела века - из церкви или сельского дома. Эти перемещения могут быть тяжелым испытанием. Порой картина в хорошем состоянии и приспособлена к своему обиталищу. Порой ее надо спасать от сырости, от ненадежного или опасного обиталища. Но, каково бы ни было ее происхождение или состояние, новые обстоятельства могут представлять новую опасность для ее стабильности и благополучия. При поступлении, в каком бы состоянии она ни находилась, картина попадает в руки реставратора. Она должна стать «пригодной для просмотра» перед тем, как отправиться в экспозицию. Это означает колдовство над ней в отделе реставрации, даже если она не нуждается в подобном внимании. Реставрация различается по степени и интенсивности, но она почти наверняка будет проведена. Как некий чужеродный объект картина должна быть поглощена галереей и подогнана под установленные заранее нормы и положения. Некоторые счастливчики отделываются простой «чисткой поверхности». Но большинство оказывается жертвами более радикальных методов. Философия, скрытая за этими операциями, проста: картина должна стать привлекательной для массового зрителя двадцатого века. У галереи есть для этого постоянный штат. Финансируется он государством, поэтому время и расходы значения не имеют. Реставраторы работают, как уборщики школ или улиц, которые чистят потому, что наняты чистить, даже если та же работа была проделана накануне. Общедоступность принадлежащих государству галерей влияет на выбор того или иного способа реставрации. Все реставраторы объединены одним стремлением: выявить, прояснить и заострить основные моменты картины, чтобы сделать ее более «приятной» и более «фотогеничной». Основная цель - привлечь и удивить публику, внушить ей, что даже старое искусство может доставлять удовольствие. Как было написано в одной статье, обсуждавшей новые стили художественной критики, современная реставрация может продлить «визуальную жизнь» картины. Но это не все. Картина редко будет оставлена в покое, даже после того, как обработка закончена. Вокруг нее поднимут много ненужной суеты, сменят раму, перевесят, станут одалживать в другие галереи в дальних странах, что означает опасные путешествия на самолетах и на других транспортных средствах, заставят вести деловую жизнь двадцатого столетия. Каждый раз, когда она будет снята со своего места, будет возникать опасность новых повреждений, а новые повреждения означают дальнейшую реставрацию, которая обязательно коснется не только поврежденных мест. К примеру, потеря нескольких кусочков краски может стать поводом для перевода картины на другой холст. Могут возникнуть опасности пострашнее. Даже внимание специалистов сразу после приобретения картины может таить угрозу. Если возникнет спор об авторстве или атрибуции, это повысит вероятность «приведения картины в порядок». Картина в таком случае будет очищаться с засевшей в уме реставратора мыслью о новой атрибуции, будет подгоняться под заранее намеченную цель. Если она мыслится как пример раннего стиля художника, то при реставрации ее невольно сделают свежее и наивнее. Если предполагается, что это работа зрелого периода, то она и будет обработана соответственно.

Другие опасности не так страшны, но все-таки их нужно учитывать. Посетителей галереи часто щупают картины руками или иначе воздействуют на них. Известные картины являются одновременно приманкой для воров и раздражителем для сумасшедших. Чтобы предохранить их от нежелательного внимания такого рода, сигнальные устройства часто устанавливаются так, что они контактируют с холстом, и с годами это приносит вред. Знаменитые картины в частных руках не могут чувствовать себя спокойно. Владельцы могут открыть свои дома для публики, что повлечет за собой множество опасностей. А когда возникает нужда в деньгах, картины могут быть «подремонтированы» для продажи. Опасности, которым картины подвергаются, находясь в руках не слишком щепетильных владельцев, не относятся только к двадцатому веку. Но скорость и частота, с которыми картины переходят сегодня из рук в руки, явно увеличивает риск. Кроме того, современным владельцам доступны те же технологические средства, что и музеям, и некоторые испытывают соблазн применять их более беспощадно.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость