Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа, 1529
|
|
Святой Иоан Баптист в отшельничестве 1542
|
|
|
Портрет Филиппа Второго в доспехах 1550-1551
|
|
|
|
Благовещение Мадонны. 1520
|
Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?
Введение
"...Кто древних авторов труды калечит столь,
Сколь им не пакостят ни время и ни моль..."
Поп. Эссе о критицизме
Какие бы чувства охватили Тициана или Леонардо, (если бы они вдруг оказались в одной из великих картинных галерей современности? Возможно, они поначалу не узнали бы некоторые свои произведения. А когда после тактичных расспросов признали бы их, то сперва они были бы потрясены, а затем возмущены.
Они могли бы, вероятно, понять необходимость перемещения их работ из церквей и дворцов в художественные галереи. Здравомыслящие люди, они не были бы удивлены, что их картины пострадали, переходя из рук в руки. Они бы философски отнеслись к следам времени на холсте и красочном слое, а с потемнением лака они уже сталкивались. Но их ужаснуло бы, насколько пострадали их произведения от человеческого вмешательства.
Сюжеты картин узнаваемы: «истории», ими рассказываемые, все те же. Но наибольший интерес для великих мастеров представляло бы состояние живописной поверхности с искусными мазками, гармонией цвета и тона, нежными лессировками. И они бы воскликнули в испуге: что же случилось с самым драгоценным в их искусстве, на которое они щедро тратили свои чудесные таланты?
В самом деле, многие из их картин стали призраками, сохранившими очертания, но по сути превратившимися в далекое эхо оригиналов. Доходит до крайностей: иногда у них гораздо больше общего с репродукциями из музейного ларька, чем с великим искусством. Проницательный глаз великих мастеров отметил бы жутковатое сходство между некоторыми их творениями и фотографиями.
Те же яркие цвета, плоские планы и однородность фактуры, к которым тяготеет искусство двадцатого века. Порой кажется, что эти признаки отпечатались и на искусстве прошлого. Если у наших художников возникло бы подобное впечатление, оно было бы не игрой фантазии, а реальным фактом.
Их собственный опыт, связанный с проблемой сохранности картин, позволил бы им вскоре различить деловую руку реставратора двадцатого века; и они не ошиблись бы.
Леонардо, увлекавшийся точными науками и придававший большое значение математическим расчетам, был бы сильно обескуражен. Всепоглощающее любопытство уводило его ум в область научных экспериментов и открытий. Сначала он был бы потрясен и обрадован успехами своих преемников в двадцатом веке.
Но затем последовало бы горькое разочарование, т.к. новые достижения породили высокомерие, от которого ничто - включая произведения искусства - не защищено. Гуманистический союз искусства и науки, провозглашенный Ренессансом и подтверждаемый примером Леонардо, распался.
После всего увиденного Леонардо мог бы потребовать познакомить его с ответственными за судьбу произведений искусства знатоками. Представьте, как он был бы напуган, войдя в реставрационную мастерскую современной галереи. Его, одного из первых экспериментаторов в области анатомирования, вероятно, ошеломило бы сходство с операционной, а не с художественной студией.
Картины, которые он в последний раз видел на своем мольберте или в месте, для которого они предназначались, теперь лежали ниц, словно пациенты: окруженные профессионалами и инструментами, медленно истекая кровью, умирая под скальпелем и от разъедающего воздействия едких химикатов.
Создаваемая по крупицам, мазок за мазком, хрупкая живописная поверхность, воплощение видения художника, страдает от самонадеянного зондирования и непредвиденных превращений, обусловленных технологией двадцатого века.
Совсем мало принимаются во внимание более субъективные и не поддающиеся точным вычислениям факторы, имеющие особое значение для тончайшего живописного слоя:
эффекты светотени и лак, оптические иллюзии, задуманные художником, или необратимые, вызванные временем, изменения в соотношении тонов. Наши художники могли бы с горечью заключить, что, судя по отношению к их произведениям, двадцатый век настолько же деспотичен к прошлому, насколько презирает будущее.
Реставрация Тициана:
стр 1 »
стр 2 »
Введение:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 1:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
Глава 2:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
Глава 3:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
Глава 4:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
Глава 5:
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
стр 11 »
Заключение:
стр 1 »
|