Святой Себастьян 1574-1575
|
|
Сизиф, 1548-1549
|
|
|
Святой Иоан Баптист в отшельничестве, 1541-1542
|
|
|
|
Венера Урбино, 1538
|
Никола Поцца. «Тициан Вечеллио»
Буссето и Король Павел III
Возвратившись в ноябре в Венецию, Тициан обнаружил на своем столе множество запечатанных писем. Он не спешил углубиться в чтение. Сняв чехлы с картин, он подходил то к одной, то к другой, всматривался в них, будто в лица недругов, и разговаривал сам с собой. Эта привычка, появившаяся у него в Кастель Роганцуоло, вызывала досаду, как будто мыслям не хватало ясности и нужно было подкреплять их словами.
Среди писем на столе бросилось в глаза одно с почерком Джан Франческо Леони. Однажды этот юрисконсульт привел к нему Рануччо Фарнезе и попросил написать его портрет. Теперь же, как думал Тициан, Леони интересовался, выполнен ли заказ. Решительно вознамерившись сбросить с души тяжесть, художник повернул к свету мольберт с портретом Рануччо и принялся за чтение письма.
Леони даже не упоминал о портрете. В послании сообщалось о том, что он переговорил о судьбе Помпонио с кардиналом Алессандро Фарнезе. Его преосвященство благосклонно просил передать Тициану, что тот мог рассчитывать на его милость и уважение к заслугам художника. Леони призывал друга не упускать случай и поступить на службу к кардиналу с тем, чтобы приобрести таким образом могучих покровителей и еще больший вес в обществе.
Поняв, что речь идет о новом приглашении в Рим, Тициан усмехнулся. В душе теснились новые фантазии, вызванные окружавшими его картинами, с которыми он не виделся в течение долгих месяцев: «Обнаженная Венера на диване», поясной портрет Франциска I. Картины загромождали углы мастерской. Он поставил на мольберт портрет женщины в шубе, затем в беспокойстве обернулся к большому холсту «Христос в терновом венце», снова приблизился к наброску портрета Рануччо.
- Черт бы вас побрал, - простонал он наконец, опускаясь в глубокое кресло и закрыв лицо руками. - Не давите на меня. Дайте мне время.
Тем не менее письмо Джан Франческо Леони не давало покоя, и спустя несколько дней Тициан отправился за советом к Аретино. Он не доверял родственникам кардиналов, высоким чинам и их приспешникам, жужжавшим словно мухи над накрытым столом: не верил монсиньорам, которые на все лады уговаривали его подумать о могуществе заказчиков и о предназначении его картин. «Не превозносите чересчур громко ваших хозяев, - любил повторять Тициан. - Сегодня они в милости, завтра в опале.
И потом: я работаю во славу Господа или во славу папы?»
Было понятно, что Павел III знал о нем.
- Ему наверняка наговорили про вас Бембо или Куирини, - предположил Аретино, - ваши давние поклонники. - И добавил, что, по всему было видно, в Риме Тициана ждали. С другой стороны, Рим с его дворцами и церквами Браманте и Сангалло, скульптурами Микеланджело, фресками в станцах и Сикстинской капелле требовали долгого и обстоятельного осмотра.
Тициану предстояло завязать знакомства, заручиться выгодным покровительством и положить в карман несколько тысяч скудо, обогатившись к тому же представлением о новой для него живописи.
- Все их новшества, - запальчиво отвечал художник, - я прекрасно знаю, и эта церковная мода не по мне.
Аретино с удивлением смотрел на друга.
- Корреджо умер, - продолжал тот. - Андреа дель Сарто и Пармиджанино последовали за ним. Джулио Романо уже не тот, что прежде. Чему у них учиться? Не говоря уже о Венеции, где есть только Лотто, мизантроп, мечтающий, чтобы его оставили в покое. Я работаю не так, как того желают римские монсииьоры.
Аретино молчал.
- Я, может быть, недостаточно хорошо объяснил, - упрямо продолжал Тициан. - Попробую с другого бока. Хватит ублажать князей и кардиналов. Им нужен я, потому что именно моя кисть возносит их над миром.
- Браво! - воскликнул Аретино. - Все правильно. Но не забывайте, что вам необходимо заполучить духовную должность в аббатстве Сан Пьетро ин Колле для вашего новоиспеченного святоши Помпонио. И единственный, кто может сделать это, - Павел III. Так что езжайте в Рим как грешник на покаяние.
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
|