Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Портрет Пьетро Аретино
Портрет Пьетро
Аретино
1545


   
Христос в Эммаусе
Христос в Эммаусе
1530


   
   
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины в
красной шапке, 1516

   

   
Венера, завязывающая глаза Амуру (Купидону)
Венера,
завязывающая
глаза Амуру
(Купидону), 1565


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава четвертая

Старые методы

Современная реставрация причиняет большой и непоправимый вред огромному количеству картин. Причина - средства, которые используют нынешние реставраторы. И в прошлом утраты бывали порой ужасны, но они были не такими разнообразными. Да, возможно нельзя утверждать, что предыдущие поколения обращались более бережно со своим наследством. Но нет недостатка в примерах нашего собственного высокомерного отношения. Мы унаследовали бесславную историю ошибок прошлого. Стоит на момент оглянуться назад, чтобы понять, какой отпечаток оставили предыдущие поколения на произведениях, проходивших через их руки. Скудные записи и рецепты реставраторов прошлого порой вызывают тревогу. Французский историк восемнадцатого века Роже де Пиль бойко рассуждает: «Есть много способов очистки старых картин, когда они потемнели и закоптились. Некоторые используют мыльную воду, которой они протирают картины во всех направлениях при помощи жесткой кисти». Его предостережения столь же пугающи: «Ненужно протирать слишком сильно и слишком долго, потому что мыло растворяет краску, особенно лессировки». Другие легкодоступные очищающие средства - сода и зола или поташ, смешанные и нагретые; квасцы и соль с мочой; смальта (размолотое стекло) с бычьей желчью, вином или пивом.
Хотя многие вещества, употреблявшиеся в прошлом, были агрессивными, а методы опрометчивыми, результаты были не столь плохими, как можно было бы ожидать. Некоторые рецепты и составы основывались на интуиции. Аммиак с мочой был доступным растворителем, и достаточно подтверждений, что этот состав использовался часто. Многое зависело от того, как он разводился и наносился. Другим легкодоступным, мягким и естественным средством была слюна, идеально подходящая, как было обнаружено, для легкой очистки поверхности картин. Есть записи восемнадцатого века о найме людей на день или полдня для сбора слюны для очистки большой картины. И по сей день нет метода проще и лучше для минимальной очистки хорошо сохранившейся масляной живописи. Слюна имеет нужную температуру и содержит ферменты, чтобы удалить жир, не проникая в лак и не въедаясь в пигменты. Есть описания и других бесчисленных простых средств, включающих зеленые яблоки, картошку и лук, употребление которых было не таким опасным, как может показаться, хотя вода, содержащаяся в плодах, могла быть опасной. Бесспорно вредной была практика втирания масла в холст спереди и сзади с целью оживить побелевшие места. Масло соединялось с краской и постепенно делало ее темной.

Многие методы очистки картин, использовавшиеся в прошлом, были, в сущности, менее утонченными вариантами не самых ядовитых сегодняшних средств, и, при условии осторожного использования, могли приводить к удовлетворительным результатам. Тогда, как и сейчас, единственный способ избежать использования растворителей - соскребание кристаллизовавшегося лака, либо с помощью молотых смол, либо сейчас с помощью скальпеля и микроскопа. Если же растворители употреблялись, то хорошие мастера действовали разумно, а не просто заливали живопись водяными смесями, приводившими к вздутию краски и ослаблению сцепления. Вместо этого они использовали - как делает большинство реставраторов и сегодня - спирт (или вино), смешанные с растворителем наподобие скипидара. Таким образом, несмотря на зачастую весьма примитивный подход, мы не должны смотреть на методы прошлого со слишком драматичной точки зрения. Результаты реставрации никогда не зависели исключительно от растворителей, рецептов и оборудования. Плохая техническая оснащенность реставраторов прошлого компенсировалась высоким уровнем мастерства и ощущением непрерывной связи с искусством прошедших эпох. До девятнадцатого века многие реставраторы были художниками, не только потому, что они нуждались в дополнительном заработке, но потому, что реставрация считалась достойным делом для живописца. Подразумевалось, что только компетентные представители профессии могут коснуться великих шедевров, некоторые великие мастера не считали унижением участие в сохранении и воскрешении работ своих предшественников.
Знаменитая «Мадонна» Коппо ди Марковальдо из Сиенны реставрировалась и переписывалась в мастерской Дуччо, при этом была смягчена ее иконописная одеревенелость. Лоренцо ди Креди, ученик Леонардо, реставрировал работы Учелло и Фра Анджелико. Гентский алтарь Ван Эйка реставрировался антверпенским маньеристом Ван Скорелем. Вероккио и Донателло работали над коллекцией Медичи. Браманте реставрировал античные статуи, этим занимался и Микеланджело, способность которого воспроизвести античную скульптуру вплоть до тончайших нюансов и патины подтверждается его юношеским «Бахусом» из Флоренции, выданном за оригинальную римскую скульптуру. Сам Тициан работал над «Триумфом Цезаря» Мантеньи, добавив мазки маслом к более графичному оригиналу, исполненному темперой.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость