Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Распятие
Распятие, 1558

   
Благовещение
Благовещение
1562-1565

   
   
Мадонна с младенцем
Мадонна с
младенцем на фоне
вечернего пейзажа
1562-1565

   

   
Святой Себастьян
Святой Себастьян,
1520


Реставрация Тициана: спасение или уничтожение?

Глава пятая

Побуждение к действию

Первая проблема, с которой сталкивается реставратор, - делать ли что-нибудь вообще. К сожалению, выбор может быть сделан с высокомерием, поскольку картина реставрировалась и не чистилась несколько лет, а современные средства для очистки поверхности есть в наличии. Печально, но если есть деньги на реставрацию картины, она, скорее всего, будет отреставрирована, нужно это или нет. Если торговец полагает, что картина будет выглядеть лучше и привлекательней после небольшой реставрации, она будет проведена и сделает произведение более привлекательным для современного человека, но почти наверняка ухудшит сохранность картины и сократит продолжительность ее жизни.
Нередко забывают, что каждая реставрация, какой бы незначительной она ни была, - небольшая драма для картины. Часто существуют сильные аргументы в пользу того, чтобы оставить картину в покое на десятилетия. При условии надежности основных элементов - это легко проверить - многие картины могут подолгу сохраняться без какого-либо вмешательства, кроме удаления пыли. Опасность заключается в том, чтобы рассматривать произведения старых мастеров как вызов современным изобретениям в области техники. Административное понукание может быть удивительно настойчивым. Оно обусловлено не только верой в то, что реставрация - «хороша» сама по себе, но в то, что это повысит престиж департамента, музея или галереи. Также есть надежда, что реставрация привлечет внимание правительства или частных покровителей, примерно так в девятнадцатом веке люди жертвовали деньги для сирот ради спасения своей души. В тяжелые времена и при нехватке денег для новых приобретений, заново отреставрированная картина может стать заменой новоприобретенной и выставленная на всеобщее обозрение привлечь толпы. Современные галереи нередко - беспокойные места, которые должны оправдывать интерес к ним и соревноваться за внимание зрителей. «Новое освещение старины» придаст музею «современность» и сделает его более привлекательным для публики, больше интересующейся новизной, чем собственно живописью. Новый взгляд на старого мастера благодаря реставрации может вызвать любопытство публики так же, как и скандальная биография пробуждает похотливый интерес. По счастью, есть попытки противодействовать этим тенденциям. Постоянно действующая Музейная комиссия заключила в своем докладе о реставрации в 1980 году, что «пренебрежение может причинить меньший ущерб, чем неоправданное вмешательство». По поводу этики реставрации в этом докладе говорится: «Наука предоставила в распоряжение реставратора множество инструментов и методов, от рентгена до спектрографического анализа, для определения и диагностики отклонений от нормы, но она не может предложить четкого решения этической проблемы, какой путь выбрать. Кураторы должны решить, когда утраты оставить, как есть, демонстрируя зрителям интересные, но неприглядные останки, а где закрыть их и в целом приблизиться к первоначальному виду. Но по какому бы пути ни пошли в итоге, по пути консервации или реставрации, ясно, что термин «расчистка» редко соответствует сложному процессу. Нет ответственного реставратора, который бы не осознавал ограниченность своих знаний. Он не будет делать заявлений, которых нельзя подтвердить, особенно потому, что последствия любого вмешательства в живописи труднее предсказать, чем в скульптуре. Более того, он осознает, что при оценке этих последствий он часто будет руководствоваться собственными эстетическими воззрениями. Поскольку невозможно полностью исключить субъективный момент, реставратор должен противостоять вкусовым пристрастиям своего времени. Все знают, как сильно подобные предубеждения сказались на реставрации; они сказываются до сих пор, только будущие поколения будут в состоянии оценить это. Однако сегодняшним реставраторам проще, чем прежним: история искусства накопила огромное количество письменных свидетельств и исследований о техниках и стандартах различных культур и периодов. Результаты этих исследований не должны игнорироваться даже тогда, когда они противоречат современному вкусу».

К счастью, есть еще страны и галереи, сопротивляющиеся понуканиям. По ряду причин - культурный консерватизм, технические ограничения, фактическое отсутствие рынка и нажима посредников - живопись в Советском Союзе ведет более спокойную жизнь. Решение о реставрации принимается только после долгих размышлений, консультаций и надлежащего рассмотрения состояния самой картины. Нередко принимается решение ограничиться обновлением лака. (Часто щадящим методом Петтенкоффера, при котором обновление лака осуществляется при помощи спиртовых испарений, что позволяет вообще не дотрагиваться до поверхности картины; но даже эта обработка предпринимается с величайшими предосторожностями.) О преимуществах такого подхода можно судить на примере многих картин из Эрмитажа в Ленинграде и Пушкинского музея в Москве. Советские реставраторы с уважением относятся к некоторым западным технологиям, но их пугают эксцессы, которые имеют место в той или иной галерее. Брянцев, который возглавлял реставрацию в Эрмитаже, побывав на выставке произведений импрессионистов, которые подверглись серьезной реставрации в американском музее, сказал мне, что картины выглядят так, как будто «написаны зубной пастой». Так же серьезно относится к своей живописи парижский Лувр. Недавно, например, было принято решение не трогать «Святого Михаила» Рафаэля (о чьей запутанной судьбе уже упоминалось). После тщательного рассмотрения было вынесено справедливое решение против риска, связанного с попытками удалить позднейшие слои на картине. Лувр - замечательный пример серьезного сотрудничества реставраторов и историков искусства, когда не отдается предпочтение реставрации ради реставрации. Французы согласны, что многое нужно сделать, но меры предосторожности, разумеется, на первом месте. А тем, кто упрекает музеи за медленные темпы расчистки, следовало бы помнить, что реставрация необратима, а сдержанность дает бесценное преимущество, предоставляя возможность для работы в будущем.
Итальянцы проявляют большую заботу о непрерывности традиций. Впечатляющая работа, проделанная после наводнения 1966 года во Флоренции и продолжающаяся по сей день в Фортецца дель Бассо, реставрационном центре галереи Уффици, - прекрасный пример того, чего могут достичь сдержанность и воображение. Но у Италии есть и другая традиция - сохранение городов, и большое количество реставрационных приемов. Голландия и Бельгия тоже достигли подобной зрелости, основанной на глубоком понимании собственной живописи.

Реставрация Тициана: стр 1 » стр 2 »
Введение: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 1: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 »
Глава 2: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 »
Глава 3: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 »
Глава 4: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 »
Глава 5: стр 1 » стр 2 » стр 3 » стр 4 » стр 5 » стр 6 » стр 7 » стр 8 » стр 9 » стр 10 » стр 11 »
Заключение: стр 1 »


Рекомендуемые сайты:

• 

Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость