Мученичество Святого Лаврентия, 1567
|
|
Благовещение, 1562-1565
|
|
|
Троица во Славе, 1552-1554
|
|
|
|
Похищение Европы, 1559-1562
|
Никола Поцца. «Тициан Вечеллио»
Новые записи в «домашней книге»
Получается, что в своей жизни я больше подарил картин, нежели продал, получив деньги». Его волновало только одно: работа, живопись. И ради этого он забывал обо всем на свете. Захлопнув «домашнюю книгу», он сунул ее в ящик. Кто-то постучал в дверь.
Вошел Орацио с недовольным лицом:
- Приезжий незнакомец просит передать вам письмо.
- Пусть войдет.
Тициан даже не взглянул на него. Сорвав печати и узнав подпись, он поднял глаза на юношу и заметил, что тот дурно одет. На его светлом лице, обрамленном черной бородкой, светились серо-голубые круглые, как у ночной птицы, глаза.
- Почему вы хотите работать в моей мастерской? - спросил Тициан.
- Я видел в Крозекьери «Мученичество святого Лаврентия», а в Сан Сальватор «Аннунциату» а подумал, что могу научиться у вас мастерству, - скромно ответил тот.
- Как вас зовут?
- Доменико. Я из Кандии, но родители мои греки. Работал немного у Тинторетто. Когда я рассказал ему о «Мученичестве», он посоветовал продолжать обучение у вас. Я был благодарен ему.
Тициан смотрел на него с любопытством и раздражением.
- И больше ничего не сказал?
- Сказал, - продолжал тот, - что вы... - Он поднял руки и изобразил жест, как бы обозначавший: крепкий мастер и строгий учитель. Но это, видимо, означало гораздо большее. - Когда я собирал свои вещи, он добавил: «Тициан крут и немногословен. Но если возьмет вас к себе, то глядите в оба».
- Обойдите эту лестницу, - Тициан показал на стремянку, - и вы кое-что увидите.
Юноша по-кошачьи обернулся. Найдя нужное для обзора картины место в комнате, он замер, вглядываясь в Распятие, одиноко высящееся на фоне мерцающего пейзажа долины Вальбеллуны. На клубящемся облаками горизонте разгоралось пламя заката.
Тем временем в ожидании визита Якопо Страды Тициан разобрал свои бумаги и сложил их в сундук. С тех пор как он выполнил его портрет, Якопо не только загорелся его идеями, но и осаждал всяческими просьбами и вопросами. Например, была у него страсть к старинному мрамору, и он, не скупясь на носильщиков, доставлял к Тициану глыбы и статуи, чтобы услышать его мнение. Будучи богатым перекупщиком произведений искусства, обладая тонким нюхом, он непрестанно заглядывал в его альбомы с набросками видов
Венеции и Вальбеллуны, желал непременно своими глазами увидеть старые рисунки, служившие основой для полотен, чтобы лучше разбираться, говорил он, в самих картинах.
И заметил как-то, что если некоторые наброски ему понравятся, то он заплатит за них как настоящий друг. Теперь же художнику не терпелось узнать, какое впечатление произведут на Якопо наброски, как он станет их отбирать и действительно ли хорошо заплатит. За всю жизнь ему не пришлось еще продать ни одного рисунка. Он встал и подошел к юноше, который в этот момент стоял с растерянным и взволнованным выражением лица.
- Я надеюсь, картина вас не обескуражила, - сказал Тициан, желая завязать разговор.
Доменико отрицательно покачал головой:
- Нет, что вы, синьор. Однако, если позволите, замечу, что вся эта темная гамма тем не менее дает свет. То есть страдающий Иисус находится как бы в центре бури и огня.
- Филиппу II это обязательно понравится - сказал Тициан. - Он заказывает один за другим священные сюжеты. Очень набожный. Как-то написал мне, что благодаря мученику Лаврентию вышел победителем в битве с лютеранами в Сан Куинтино. Бросив упрямцев в костер, он решил продолжить свои аутодафе, но уже вместе со святым Лаврентием, и заказал мне картину для новой церкви Эскориала. И даже просит не одну, хочет иметь все житие святого Лаврентия.
- Синьор, простите мое любопытство, разве вы не пишете без заказов?
Тициан смотрел на него, не зная что ответить.
- Повинуясь воображению? - наконец спросил он. - Ну конечно, разумеется, - и пригласил молодого художника последовать за ним.
Они прошли через сад. Двухэтажная мастерская оказалась внушительным сооружением. Потолок с отверстиями для света, пересеченный балками, напоминал церковный купол. Лестница в три пролета вела наверх, туда, где помощники занимались тонкой доработкой полотен.
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
стр 4 »
стр 5 »
стр 6 »
стр 7 »
стр 8 »
стр 9 »
стр 10 »
|