Тициан - на главную































Тициан
Тициан   Вечеллио   да   Кадоре   1477   –   1576
"Король художников и художник королей"


Тициан
    Биография     
    Вазари    
    Портреты    
    Иисус Тициана    
    Мифология    
    Мадонны   
    Хроно

Святой Лаврентий
Мученичество
Святого
Лаврентия,
1567


   
Благовещение
Благовещение,
1562-1565


   
   
Троица во Славе
Троица во Славе,
1552-1554

   

   
Похищение Европы
Похищение
Европы, 1559-1562


Никола Поцца. «Тициан Вечеллио»

Вторая поездка в Аугсбург

Тициан, который когда-то давно видел его еще мальчиком, к тому же издалека, испытал странное чувство отвращения и, чтобы скрыть его, набросился на эскиз, словно желая как можно скорее приблизить конец работы. У принца был узкий торс и тонкие ноги с длинными массивными ступнями. Парадное одеяние не придавало ему изящества. Короткие волосы и светлый пушок вокруг лица подчеркивали пухлость ярких губ, яркие белки глаз - зеленоватый оттенок жирной кожи. Ни тот ни другой во время сеанса не произнесли ни слова.
Во всем поведении принца, в том, как он стоял, выпятив грудь, с устремленным вдаль взором и, наконец, в снисходительной гримасе, с которой он здоровался и прощался, чувствовалось напыщенное чванство. Все придворные, присутствовавшие в «светелке» при позировании от начала до конца, как на дворцовой церемонии, казалось, были задавлены мрачно-иронической меланхолией принца. Они словно ожидали, что он того и гляди что-нибудь выкинет - например, подставит круглому как шар мажордому подножку, - чтобы дружно поднять издевательский крик и улюлюканье.
Желая не упустить последние дни бабьего лета, Тициан прогуливался вместе с Орацио и Сустрисом от ратуши до собора и обратно, с любопытством рассматривая фасады домов, расписанные Кранахом аллегориями на сюжеты деревенских праздников и городских увеселений. Он заходил во дворцовые сады полюбоваться последней зеленью и черными дубами, окрашенными закатным светом. Сквозь листву падали на землю спелые желуди, ветерок шелестел платановыми листьями на дорожках аллей.
Королева Мария пожелала увидеть Тициана. Ей хотелось узнать, как дела с «легендами». С трепетом поцеловав ей руку, Тициан стоял потупившись, рассыпаясь в извинениях и обещаниях. Она же тепло и радушно предложила ему сесть рядом с нею, будто родственнику. В руках она, как обычно, держала книжицу.
- Вы когда-нибудь читали, Тициан, - вдруг с живостью спросила она, - этого грека Эзопа?
Тициан, знавший о нем только понаслышке, слегка склонил голову.
- Я обратилась к басням в намерении помочь императору, - сказала она. - Может быть, они научат нас, как достойно прожить оставшиеся годы и поразмыслить над совершенными ошибками, за которые надлежит расплачиваться. Бедный возлюбленный Карл! Его борьба с Лютером и курфюрстами закончена. Папа не понял, о чем он просил церковь. Ненужными оказались ни церковная реформа, ни судебная, пи денежная, ни постройка крепостей в Венгрии, дабы уберечься от турецких нашествий. Настоящую реформу произвел сам немецкий парод, который желает руководствоваться евангельскими установлениями. Карл не может войной принудить немецких курфюрстов подчиниться решениям Тридентского собора. - Она открыла книжицу. - Вот послушайте: «Лиса забралась в виноградник...»
Художник слушал и смотрел на королеву. Докучали бесконечные переодевания князей и принцев. Тициан устал от облаченных в желтые и красные шелка марионеток с золотыми аксельбантами и драгоценными камнями на груди. Он был уверен, что за множеством позументов скрывались вполне добропорядочные люди, игравшие свою роль и в этом смысле очень смахивавшие на злосчастных комедиантов, вроде Рудзанте с его неразлучным Менато.
Статный, закованный в роскошные позолоченные доспехи, принц Филипп выглядел на портрете более красивым и чувственным, нежели на самом деле. Чужеземная принцесса Мария Тюдор, увидев портрет, полюбит юношу. В этом заключался замысел королевы Марии, для этого император вызвал Тициана в Аугсбург. «Одним словом, - повторял про себя художник, - портрет принца был делом государственной важности». Устроив брак Филиппа, Карл V намеревался отречься в его пользу от престола и мирно укрыться в тиши монастыря св. Юста. Королева Мария говорила, что ее брат решил посвятить остаток жизни размышлениям, прежде чем предстанет перед Страшным судом.
Слова королевы об отречении императора от престола разожгли воображение Тициана. Он шаг за шагом представил себе, как это может произойти. Вот монарх бросает в огонь свою королевскую одежду; прощание с милыми сердцу родственниками; путешествие в Эстремадуру к месту добровольного изгнания; одинокое прозябание в стенах монастыря; наконец, когда бог призовет его, - апофеоз вознесения и встреча со святой троицей.
Тициан как бы приоткрыл для себя завесу над внутренней жизнью Карла V. Он вообразил себе, как тот держит ответ за все свои поступки перед тремя подобными друг другу, но сидящими порознь судьями. Император долго с отчаянием рассказывает им о бесконечных лицемерных церемониях, о кознях и коварстве по отношению к курфюрстам, о своих стычках с папой - замок в Буссето! - о войнах в Германии против заговорщиков Лютера - разве немецкие крестьяне не взывали о справедливости? - и, наконец, о событиях на Эльбе, о кровавой битве при Мюльберге.

стр 1 » стр 2 » стр 3 »


Никола Поцца. "Биографическое исследование жизни и творчества Тициана Вечелио". Содержание



Часть первая:

Падуя, 1509 год
Смерть Джорджоне
Фрески Скуола Санто
Любовь небесная
Ассунта Тициана


Часть вторая:

Театр в Венеции
Дож Лоре Дан
Чечилия и Тициан
Женитьба Тициана
Праздник Венеции


Часть третья:

Аретино в Риальто
Смерть Чечилии
Портрет Карла V
Тайна Сансовино
Ужин с Аретино


Часть четверая:

Книга Вечеллио
Король Павел III
Поездка в Рим
В Аугсбурге
Орса


Часть пятая:

Св. Лаврентий
В Аугсбурге
Помпонио
Новое в книге
Чума 1576 год


Художник Тициан Вечеллио. Биография, картины, рисунки, книги, критика
Titian Vechellio da Cadore, 1477-1576 www.titian.ru e-mail: me(at)titian(dot)ru


Посещаемость