Любовь земная и Любовь небесная, деталь, 1514
|
|
Адам и Ева, 1550
|
|
|
Любовь земная и Любовь небесная, деталь, 1514
|
|
|
|
Диана и Актеон, 1556-1559
|
Никола Поцца. "Тициан Вечеллио"
Первый портрет Карла V
Тициан оторвался от полотна и глубоко вздохнул, будто вплоть до этого момента что-то сдавливало ему грудь.
- Ваше величество, - проговорил он, спускаясь с небес на землю. - Уж не знаю, что может нравиться подданным монарха, но убежден, что его лицо отражает его помыслы, и когда они высоки и справедливы, то становятся понятны всем.
Он сделал еще несколько мазков, что-то нашептывая сам себе.
- Ваше величество, - попросил он. - Сделайте милость, встаньте с кресла. Мне необходимо увидеть Вашу светлость во весь рост.
Карл встал. Он был среднего роста, с крепким торсом, худощавыми ногами и длинными руками. Тициан быстро рисовал.
- А известно ли вам, Тициан, сколько раз на день король вынужден скрывать свои мысли? Ведь вы католик, то есть соблюдаете церковные обряды, исповедуетесь... - Он помедлил. - В Венеции живет набожный народ. Мне говорили, у Сан Марко всегда людно, толпы верующих не умещаются в церкви и ждут своей очереди на площади.
- Истинно так, Ваше величество, - ответил Тициан, который никогда не задумывался над своими обязанностями католика. - Венецианцы любят процессии, украшают окна расшитыми дамасскими тканями, цветами, зажигают свечи и факелы, поют. В Венеции поют всегда: днем на рынке, ночью в гондоле, поют в церкви и во время шествий. Когда приближается патриарх со святыми реликвиями, все преклоняют колени и молятся.
- Вам незнакома ненависть, - задумчиво проговорил император. - У вас справедливый властитель.
Тициан думал: «Где же та маска, за которой император прячет ложь и лицемерие. Она, должно быть, такая же, как у венецианских дожей Лоредапа, Гримани и Гритти: с надменным выражением. Но нет, на лице этого человека, в его растерянном взгляде и гримасе губ запечатлелась безысходная грусть».
Карл V вновь опустился в кресло. Казалось, ему было совсем неинтересно, что там выходит на портрете, и он отвернулся к окну.
- Кобос намерен разослать мои портреты по всем дворцам и замкам, - устало сказал он. - А я мечтаю о другом: поселиться в доме, окруженном со всех сторон деревьями, и жить себе спокойно. Мне хотелось бы иметь как можно больше ваших картин, Тициан, и не только ваших, но и других венецианцев, таких, как Беллини или умерший в расцвете сил художник по прозвищу Джорджоне; чтобы картины Рафаэля,
Корреджо из Пармы, Микеланджело висели на стенах в моем дворце и были со мною каждый день. Я знаю, как благотворно это действует на подданных, как славят они достоинства императора, который глубоко ценит искусство. Властитель - не властитель, если он не любит искусство, если не создает в стране свободу, необходимую для фантазии художника.
стр 1 »
стр 2 »
стр 3 »
|